1. Проверка домашнего задания
Учащиеся зачитывают подготовленные предложения, указывая причину раздельного написания НЕ с существительными.
2. Работа с теоретическим материалом.
На доске написаны слова.
Переплетчик, докладчик, гардеробщик, сварщик, переписчик, резчик, сортировщик, стекольщик.
– Сделайте морфемный разбор этих слов.
– Объясните подчеркнутые буквы.
– Перепишите слова в 2 столбика: в 1-й – с суффиксом –чик-, во 2-й – с суффиксом –щик-.
– Определите, после каких согласных стоит суффикс –чик-, а после каких –щик-. Сделайте вывод.
– Сравните свой вывод с выводом учебника (с. 102).
– Составьте алгоритм, опираясь на сведения о применении данного правила (с. 102).
– Буквы, притягивающие суффикс –чик-, содержатся во фразе Я тоже здесь. Найдите их. Запомните эту фразу.
3. Упражнения 244, 245.
4. Творческий диктант.
– Подберите к этим выражениям по смыслу слово с суффиксом –чик– или –щик-.
1. Самолет вел опытный пилот.
2. Играющий на ударном инструменте.
3. Все подписавшиеся будут получать газету.
4. Инициатором драки был Вася.
5. Смазывающий колеса закончил свою работу.
6. Папа Карло по профессии был …
5. Итог урока.
– Используя фразу Я тоже здесь, расскажите об изученном правиле.
Домашнее задание: упражнение 246.