Урок 65. Врожденные и приобретенные программы поведения

0
913

Цель урока: показать филогенетическую обусловленность врожденных форм по­ведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы ин­дивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меня­ющимся условиям природной, а человеку и социальной среды.

Оборудование: схемы безусловных и условных рефлексов.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют условные рефлексы, а какие – безусловные:

Приобретенный Г. Постоянный

Б. Врожденный Д. Временный

Видовой Е. Индивидуальный

Объясните с точки зрения рефлекторной теории различные случаи поведения животных и человека.

а) Собака при виде в руках хозяина поводка бежит к двери.

б) Грудной ребенок при виде бутылки с молоком клюкает губами.

Карточка № 2

Из перечня (А-6) выберите и зашифруйте ответы на вопросы (1-10):

А. Включение лампочки до опытов без кормления

Б. Пища в полости рта.

Безусловный раздражитель.

Безразличный раздражитель.

Безусловный рефлекс.

Условный рефлекс.

Сочетание безразличного раздражителя с безусловным.

Без каких раздражителей условный слю­ноотделительный рефлекс не образует­ся?

Ответы: 1 Б, 2А, ЗГ, 4Д, 5В, 6В, 7В, 8А, 9Б, 10В.

Карточка № 3

Как вы понимаете тезис: «Большие полушария мозга являются материальной осно­вой сознания и поведения человека?» Докажите на примерах.

Что такое условные рефлексы? Приведите примеры из жизни человека.

Карточка № 4

При каких условиях образуются условные рефлексы. Опишите, как выработались ус­ловные рефлексы в опытах на собаках в лаборатории И.П. Павлова.

Приведите примеры рефлексов у домашних животных. Объясните, как они образо­вались.

Фронтальный опрос

Начертить на доске схему выработанного условного рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного и условного торможения. Какое значе­ние имеют условные рефлексы и торможение в жизни человека?

Привести из жизни-примеры проявления законов взаимной индукции и до­минанты.

Представьте себе, что встретились два человека. Один – любитель клюквы, а другой ее никогда не пробовал. Одинакова ли реакция будет у них на вне­шний вид этой ягоды? Объясните свой ответ.

Изучение нового материала

В процессе эволюции животного мира выработалось два приспособительных механизма, обеспечивающих биологически целесообразные реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды. Нам известно, что одни из них – безу­словные (врожденные) рефлексы, другие – условные (приобретенные) рефлексы.

Поведение животного, а тем более человека, нельзя рассматривать как простые ответы на раздражения внешней и внутренней среды. Мозг работает по своим за­конам, позволяющим ему анализировать и перерабатывать поступившую информа­цию, сопоставлять ее с имеющимися сведениями и потребностями организма и на основе этого сложного синтеза находить формы поведения, наиболее благоприят­ные для данных условий.

Безусловные рефлексы постоянны для каждого вида, класса или типа животного. Они представляют собой исторически возникший (филогенетический) опыт живот­ного, накопившийся в результате длительного эволюционного развития его пред­ков. Эти рефлексы проявляются одинаково у каждого индивидуума одного и того же вида и включают четко очерченную врожденную программу поведения, приспо­собленную к определенным условиям жизни вида.

Каждый вид животного обладает не одной врожденной программой поведения, а многими, какая из них придет в действие, зависит не только от раздражителя, но и от обстановки, в которой окажется животное.

Эго можно рассмотреть на очень простом примере.

К ноге лягушки привязали нитку, за которую удерживали животное. Усадили ля­гушку на твердую поверхность. Дернули за нитку (нанесли раздражение) – лягушка прыгнула. При этом наблюдается целая цепь действий. Лягушка приподнимает­ся так, что между нижней стороной тела и поверхностью почвы образуется угол в 45°. Угол в 45° обеспечивает наибольшую дальность прыжка (хорошо известно, что именно под этим углом брошенный камень летит дальше всего). Вполне понятно, что такая форма прыжка была полезна виду на суше. Она позволяла организму быс­трее уходить от преследования и закреплялась естественным отбором. Прыгавшие таким способом особи выживали, оставляли потомство, не умевшие гибли. В ре­зультате образовался вид с такой формой поведения.

Посмотрим, как изменится проведение при изменении условий среды.

Опустили лягушку в аквариум с водой (нитку по-прежнему держат в руках.) Когда животное успокоилось, нанесли то же самое раздражение, дернув за нитку. Теперь лягушка не прыгнула, а поплыла. Задние лапы ее работают иначе, чем при прыжке, совершая плавные дугообразные движения. Когда лягушка отталкивается от воды лапой, пальцы широко растопырены и плавательная перепонка натянута, при об­ратном «холостом» ходе пальцы сжаты и плавательная перепонка не тормозит дви­жение. Таким образом, движения лягушки в воде также объективно целесообразны, как на суше, и эта приспособленность также возникла путем длительного естествен­ного отбора, который, действуя на протяжении многих поколений, сохранил лишь те программы врожденного поведения, которые были полезны виду.

Безусловные рефлексы реализуют все физиологические потребности. Вызывают­ся они раздражениями, исходящими из внутренней среды организма. Чем теснее

родственные связи между видами, тем больше общих безусловных рефлексов у них можно найти. С самых первых минут после рождения у человека появляются дыха­тельные, сосательные, хватательные рефлексы. Первые два рефлекса имеются у всех млекопитающих, а последний — только у человека и обезьян. Сила хватательных движений у новорожденного младенца настолько большая, что он способен повис­нуть, ухватившись ручонками за пальцы взрослого человека.

Имеет ли большое значение хватательный рефлекс для людей в младенческом возрасте?

Для современных обезьян?

Какой вывод можно из этого сделать?

Многие сложные безусловные рефлексы функционируют не сразу после рожде­ния организма, а формируются в процессе его развития.

Так, в первые дни после рождения ребенок реагирует на внешние воздействия следующими безусловными рефлексами: на прикосновение к участку щеки около губ он отвечает сосательными движениями, на прикосновение к векам – миганием, на раздражение слизистой носа – чиханием, а остальных дыхательных путей – каш­лем. Спустя некоторое время после рождения ребенок может в ответ на внезапные изменения в окружающей среде поворачивать голову и туловище, ориентировать глаза на раздражитель.