Цели: продолжить работу над рассказом В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; учить понимать природу, сопереживать, воспитывать доброе, чуткое отношение ко всему живому.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что нового вы узнали о стрижонке Скрипе из прочитанной дома части?
– За что мама-стрижиха наказывала Скрипа?
– Когда Скрипу становилось жутко? Почему? Как об этом сказано в рассказе? Прочитайте.
– Какова стрижиная стая? Прочитайте, как о ней говорит писатель.
III. Изучение нового материала.
Учитель читает 4-ю главу рассказа «Стрижонок Скрип».
– Какие чувства вы пережили?
– Какой оказалась стрижиная стая?
Учитель читает 5-ю главу.
– Что нового узнали о жизни стрижей?
– Прочитайте о том, как стрижи учат своих птенцов летать.
– Что пережил Скрип во время «учебных полётов»?
Физкультминутка
Учащиеся читают 5-ю главу (1–2 ученика читают вслух, либо друг другу в парах).
– Какая беда приключилась со Скрипом?
– Как он вышел из этого положения? Как это его характеризует?
– Что понял Скрип? Чему научился?
Последнюю, 6-ю главу читают учащиеся и учитель.
– Как изменился Скрип? Прочитайте.
– Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето…»
IV. Итог урока.
– Что вы открыли для себя, читая рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»?
– Что вы чувствовали, переживали?
– Изменил ли что-то в вас наш урок?
Домашнее задание: выписать эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей из произведения «Приемыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьева; подготовиться к обобщающему уроку по теме «Природа и мы».