Урок № 64. РОЛЬ ВВОДНЫХ СЛОВ В ПОСТРОЕНИИ ТЕКСТА
Цели: показать необходимость вводных слов при построении текста; развить умение учащихся определять тему текста, составлять план; закрепить навык пунктуации.
I . Дискуссия по предложенной (домашнее задание) теме.
II. Анализ текста.
Задание:
Докажи, что это текст.
Определи тему текста. Озаглавь его.
Составь план текста.
Определи роль вводных слов в тексте.
Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
Конечно отрави (тся, ться) можно и нормальным грибом, если это переста рок. Утверждают что в старости каждый гриб немного ядовит. Но (по) настоящему ядовит и бе…пощаден в наших лесах один только гриб. Называется он «бледная поганка». Бледную поганку можно сравнить только с гюрзой или коброй. Пожалуй даже она страшнее, потому что бывали всё же случаи, когда после укуса и этих змей человека вылечивали при помощи специальных сывороток. Такие случаи ве роятно редки но они были. Зато по данным медиц…ны не удалось ещё спасти н…одного человека, съевшего бледную поганку.
Легче всего на мой взгляд её спутать с лесным шампиньоном. Она ведь по принадлежности и есть ложный шампиньон. Но (во) первых и шампиньоны в на ших лесах почти не собирают а (во) вторых те, кто собирает шампиньоны, знают его признак, на сто процентов исключающий роковую ошибку. Дело в том, что у шампиньонов нижняя сторона шляпки, то есть его пластинки, непременно розовые в молодости, даже с.реневатые, а потом вовсе черные. У бледной поганки они всегда белые, без малейшего оттенка розового.
Чаще всего отравляются бледной поганкой в местах более южных, где меньше лесов, а значит и грибов, например в орловских или воронежских, где соби рают грибы зонтики и поплавки, очень похожие на бледные поганки.
Вероятно нужно исходить из рассуждения, что лучше не с…есть в своей жизни десяток-другой поплавков, нежели с…есть одну бледную поганку.
Все ядовитые грибы как известно называются в народе поганками. Но часто под это название попадают страдая невинно все грибы, которые почему (либо) (не) берут. В нашем селе поганками з…вут и шампиньоны, одни из самых без сомнения прекрасных грибов.
У меня например никогда не было ощущения, что красный мух…мор гриб поганый. Напротив я всегда любовался им и любуюсь до сих пор, когда увижу (По В. Солоухину).
В результате анализа учащиеся должны прийти к выводу, что одни вводные слова выступают как средство субъективной оценки сообщения (конечно, вероятно), а другие служат средством связи предложений в тек сте (во-первых, во-вторых, значит).
III . Закрепление изученного. Учитель предлагает учащимся запи сать вводные слова в две группы:
Вводные слова выступают как средство субъективной оценки со общения:
Вводные слова служат средством связи предложений в тексте.
IV . Задание на дом:
упр. 271, продолжить текст упражнения мини-сочинением «Что да ют мне книги», используя вводные слова.