Урок 64 РАССКАЗ В. П. АСТАФЬЕВА «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ». ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
Цели урока: познакомить учащихся с укладом сибирской деревни довоенного времени; отметить особенности сюжета: яркость и красочность языка Астафьева; познакомить с литературоведческими понятиями «динамический» и «адинамический» сюжет, «внесюжетные элементы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Анализ составленных схем (индивидуальное задание) системы персонажей и композиции рассказа.
2. Краткий пересказ сюжета рассказа.
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа по вопросам.
– Что нового о сельской жизни в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа В. П. Астафьева?
– Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?
– Почему мы читаем его с неослабевающим вниманием, хотя и не следим за изгибами сюжета?
3. Введение понятий двух типов сюжетов.
Сюжет – система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в произведении.
(Фабула – «выпрямленный сюжет».)
Существует два типа сюжетов:
а) динамический – развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;
б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.
Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор.
(На доске: запись или проекция.)
Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.
Описание – литературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.
Авторские отступления – более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними.
Вставные эпизоды – относительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.
– С помощью чего автор показывает нам жизнь сибирской деревни?
4. Самостоятельная работа по вариантам: найти в рассказе указанные внесюжетные элементы.
1-й вариант. Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».
2-й вариант. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя…»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
3-й вариант. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»).
(Обратить внимание на глубокий гуманистический смысл прочитанных отрывков.)
5. Работа со схемой системы персонажей.
– Посчитайте всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о жителях сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и тетку Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и десятника сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левон-тия, и председателя сельсовета Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку Касьянова, Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. Деревня Овсянка – не абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и радуется, звучат человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в замерзшую дверь. Автор добивается того, что мы начинаем любить не только главных героев рассказа, но и всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни, Енисей, увалы и вместе с ними – всю нашу Родину.
6. Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.
– Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.
а) Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам):
катанки – это…
куть – это…
магарыч – это…
прострел – это…
сарана – это…
талина – это…
туес – это…
увал – это…
швырок – это…
б) А как вы понимаете смысл таких слов, как:
парниша-ревун, домовничать, деревенская молодица, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской…?
– Продолжите эту работу: самостоятельно найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.
в) Выделите в тексте рассказа Астафьева фразы, принадлежащие бабушке героя. Что необычно, на ваш взгляд, в ее речи? Как характеризует эту героиню ее речь?
IV. Подведение итогов урока по вопросам.
1. Мир природы тесно связан с миром простых сельских жителей. О какой народной примете, раскрывающей глубокие знания свойств растений, вы узнали из рассказа Астафьева?
2. Почему «малоприметное» лицо учителя запомнилось герою на всю жизнь? Найдите описание учителя.
3. Почему в селе все уважали учителей? Почему учитель так никогда и не узнал, кто свалил ему воз дров?
4. Перескажите эпизод встречи со змеей от лица ребят. Дайте оценку поступку учителя.
5. Перечитайте следующий отрывок (проекция на экран):
«Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька» (с. 219, учебник-хрестоматия).
– Какова, с точки зрения автора рассказа, главная цель жизни учителя?
6. Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева?
«Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, … пусть казак … изображает казака с кинжалом, пусть … люди таращатся с фотографий».
– Каким чувством проникнуто описание старых фотографий? Что хотел донести автор до современного читателя? Как вы понимаете фразу, заканчивающую повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания со слов: «Люблю я смотреть на оживающие цветы» – до слов: «… и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли»; используя дополнительную литературу, подготовить биографию А. Т. Твардовского, опережающее задание: начать подготовку к инсценированию глав из трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира: выявить инициативную группу, распределить роли, выбрать сцены, которые будут поставлены в классе.