Урок № 63. ВВОДНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
ВЫДЕЛЕНИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ ЗАПЯТЫМИ
Цели: закрепить понятие о вводных словах, показать богатство их значений; выработать пунктуационный навык.
I . Словарный диктант (контроль) по тексту предыдущего урока.
II . Проверка домашнего задания и повторение пройденного.
Учащиеся читают составленные предложения, объясняют поставленные знаки препинания, сообщают значение вводных слов.
Синтаксический разбор предложений:
К сожалению, дорогу нам преградил ручей. К сожалению его примешивалась обида.
Докажите, что выделенное в первом предложении сочетание является вводным. В ответе используйте вводные слова, указывающие на связь мыслей.
III . Новый материал.
1. Дополнительные сведения о вводных словах даются под запись.
Слово учителя. Существует ряд слов, которые никогда не бывают
вводными, так как не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли. Но они, как и вводные слова, не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения, поэтому их часто принимают за вводные и ошибочно выделяют запятыми. Вот они.
Запись в тетради
Запомни!
Слова, не являющиеся вводными:
Авось, большей частью, будто бы, будто, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, вот, вообще, вряд ли, все же, все равно, все-таки в сущности, в частности, даже, едва ли, единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, на редкость, неужели, определенно, особенно, почти, тем не менее, только, якобы.
Слова, которые всегда являются вводными:
Вообще говоря, во-первых, впрочем, в самом деле, дескать, итак, казалось бы, как говорится, конечно, короче говоря, кроме того, надо полагать, пожалуйста, прежде всего, следовательно, собственно говоря, стало быть.
2. Используя полученные сведения и обращаясь к ним как к спра вочнику, расставьте и объясните знаки препинания в следующих предложе ниях:
1. Бежит и слышит за собой как_ будто грома грохотанье (А. С. Пушкин). 2. Определенно_ он опоздает, ведь я его хорошо знаю. 3. Между тем_ ребята долго не могли успокоиться. 4. К счастью _ погода была тихая (И. Тургенев). 5. Вдруг_ налетел холодный ветер, и лодку понесло в море. 6. Итак_ все мои надежды рушились. 7. Я попрошу_ все-таки_объяснить ваше поведение. 8. Впрочем_ она_ по её словам_ не теряла надежды встретиться со мной впоследствии (А. Куприн). 9. Сказал
бы я во-первых, не блажи, именъем_брат_ не управляй оплошно (А. Грибоедов). 10. Где именно_можно прочитать об истории космонавтики?
IV . Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.
1. Объяснительный диктант.
/. Раньше я даже представить себе не мог суровой красоты сибирской природы. 2. Очевидно, он это сделал заранее. 3. Разумеется, это правда. 4. Вы все же не правы. Вы, конечно, неправы. 5. Будто бы где-то вдали послышался звон колокольчика. 6. Тебе, Евгений, я, разумеется, предоставлю свой кабинет (И. Тургенев). 7. Я с вами не раз спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить (В. Гаршин).
2. Творческое списывание.
В данные предложения ввести вводные слова с различными значениями (по-моему, вероятно, конечно, действительно, без сомнения).
/. Курение разрушает организм человека. 2. Спортсмены нашей школы заняли одно из первых мест в районе. 3: Правильный выбор профессии – важнейший шаг в жизни молодого человека. 4. Человек должен оставить после себя след на земле.
Упражнения из учебника 268,267, 270. или
Творческий диктант.
Учитель читает текст по предложениям, учащиеся записывают, делая пропуски там, где, по словам учителя, необходимо вставить вводное слово. Вводные слова восстанавливаются после произведения всей записи.
В предлагаемом тексте вводные слова выделены.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С КАСПИЙСКИМ МОРЕМ?
Многим из вас, очевидно, известно, что не только вода, но и берега Каспия лежат намного ниже уровня океана. Но, вероятно, не все знают, что уровень воды в этом озере то поднимается, то опускается на многие метры. Ученые установили, что резкое понижение воды в Каспии, начавшись в 1980 году, происходит вследствие уменьшения атмосферных осадков и, значит, уменьшения стока Волги. Разумеется, изменение уровня этого моря может быть вызвано и другими причинами. В центре Бакин ской бухты видны остатки караван-сарая, построенного, по-видимому, на берегу. Значит, уровень воды в Каспии в далекие времена был ещё ниже.
V . Задание на дом:
подготовиться к дискуссии по теме «Современная молодежная музыка. Что дает она для духовного развития?» (Использовать как образец упр. 268, 269.)