Урок 63 ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ. «КАПАЛУХА»

0
606
география

Цели: начать знакомить учащихся с творчеством В. П. Астафьева; развивать познавательный интерес, учить правильному поведению в природе, бережному отношению к животным и птицам; развивать наблюдательность, речь учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Книги, принесенные детьми, выставляются на книжную выставку.

– Вы принесли сегодня на урок книги о животных, написанные дрессировщиками Дуровыми. А что вы знаете об этой семье?

– Более 100 лет радуют своими выступлениями дрессированные животные под руководством дрессировщиков Дуровых. Первым на арену вышел младший брат Владимира Леонидовича – Анатолий Дуров. В ту пору ему было 14 лет, он работал в цирках многих городов России, а выступал он с дрессированными животными в роли клоуна.

Традицию дедов продолжили внуки: Владимир Георгиевич (внук Анатолия Дурова), народный артист России, и Юрий Владимирович (внук Владимира Дурова), которые выступали как дрессировщики животных и птиц и как клоуны. Они продолжали традиции своих дедов, развивали принципы школы В. Л. Дурова.

По стопам отца пошла и Наталья Юрьевна Дурова, о ней и ее методах дрессировки мы можем узнать из ее книги «Большой театр», «Малышка».

Рассматривание книги; дети, которые принесли эту книгу на урок, рассказывают о том, что они узнали из нее.

– Чьи еще книги стоят на нашей выставке?

Учащиеся рассматривают книги, называют их авторов.

– Какой цирковой номер, описанный в книгах, показался вам самым забавным?

– О каких печальных, тяжелых случаях из жизни животных
вы прочитали?

– Каким вы представляете себе настоящего дрессировщика животных, прочитав книги цирковых артистов Дуровых?

– Каких других дрессировщиков вы знаете?

– Какими людьми они вам кажутся?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Завершают тему «Люби живое» рассказы Виктора Астафьева. Рассказ, который мы прочитаем сегодня, называется «Капалуха».

– Известно ли вам, кто это – капалуха? Прочитав рассказ В. Астафьева, вы сможете ответить на этот вопрос.

Учитель и учащиеся читают рассказ В. П. Астафьева «Капалуха».

– Кто же такая капалуха? (Глухарка.)

– Какой вы представляете себе эту птицу? (Заботливой, самоотверженной матерью, очень смелой.)

– Подтвердите ваше мнение словами из рассказа.

Чтение со слов: «Капалуха металась в стороне…» до слов: «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом…» и чтение последнего абзаца.

– Чему вас научил этот рассказ? (Ни в коем случае нельзя трогать яйца птиц, забирать их из гнезда.)

IV. Итог урока.

– Что вас поразило, удивило?

– Какие открытия сделали?

– Что больше всего понравилось?

– О чем бы еще хотели узнать, прочитать?

Домашнее задание.

– Взять в библиотеке и прочитать еще один рассказ В. П. Астафьева с загадочным названием «Пищуженец».