Цели: учить культуре общения; показать силу, возможность слова; воспитывать внимание, заботу о людях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
– Сегодня мы познакомимся с произведением Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».
2. Работа над стихотворением А. Шибаева.
– Ребята, а вы верите в волшебство слова?
– Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило? А наоборот?
– Какие волшебные слова вы знаете?
– Послушайте стихотворение А. Шибаева и ответьте на вопрос: каких слов не знали дети?
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
– Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но, представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы …
Слово-то какое –
Очень дорогое.
3. Работа над рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».
– Маленький Павлик из рассказа В. Осеевой тоже не знал одного важного слова, и вот что из этого вышло.
1) Учитель читает рассказ.
2) Высказывания детей.
3) Далее работа идет по вопросам и заданиям учебника (часть II,
с. 8–9).
IV. Итог урока.
Домашнее задание: составить диафильм по рассказу «Волшебное слово» («кадры» нарисовать и подписать словами текста). Подобрать пословицы к рассказу «Сыновья».