Цели урока: Обобщить знания учащихся о значении млекопитающих в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, показать необходимость охраны.
Оборудование: Таблицы «Насекомоядные», «Парнокопытные», картины из серии «Мир животных», Красная книга, стенд «Красная книга предостерегает».
В кабинете плакаты с цитатами природоохранной тематики.
Ход урока
Организационный момент
Учитель обращает внимание учащихся на высказывания известных людей об охране животного мира.
Значение млекопитающих в жизни человеческого общества весьма разнообразно. Это определяется, с одной стороны, обилием разнообразием видов шерей, с другой — разнообразием хозяйственной деятельности человека. В целом класс млекопитающих представляет огромное природное богатство, заслуживающее бережного отношения. В настоящее время это весьма актуаль-
ю, так как за предшествующие столетия уже полностью истреблено более 100 иидов. Среди истребленных животных такие уникальные, как морская корона, бык тур, дикая лошадь тарпан и другие.
Сейчас во многих странах ученые заняты важной проблемой — сохранением и увеличением численности редких животных, из млекопитающих — в
юрвую очередь некоторых видов китов и тюленей, белого медведя, азиатского льва, азиатского носорога, лошади Пржевальского, кулана, горала, дикого пятнистого оленя и других.
Опыт показывает, что при надлежащей постановке дела восстановление численности видов вполне реально. Достаточно вспомнить замечательные ре- (ультаты, которых удалось добиться при восстановлении численности поголовья сайгака, лося, соболя.
Особенное значение охрана полезных видов зверей приобрела после принятия Закона об охране природы. Закон об охране природы предусматривает необходимость охраны и регулирования использования полезных диких жи- мотных как ресурсов охотничьего хозяйства, как объектов возможного одомашнивания. Закон предусматривает охрану редких и исчезающих видов кмиотных как ценных памятников природы.
Сохранить полезных диких животных как ресурсов охотничьего хозяйства, как объектов возможного одомашнивания… А как же все остальные? Когда родилось деление всех поголовно живых существ на полезных и вредных? Для кого полезных? Ну конечно же, для людей, поскольку они извлекают для себя из существования животных ту или иную пользу. А с чьей точки зрения вредных? Опять-таки с человеческой: поскольку и в той степени, поскольку и в какой дикие животные способны, не угождая нам, служить досадной помехой, дерзостно делить с нами естественные ресурсы.
Но нам-то известно, что у природы нет и быть не может детей плохих или хороших, родных или пасынков, все в ней тесно переплетено и неразрывно взаимосвязано.
Попробуем оценить значение млекопитающих в природе.
Организуется работа в группах малого состава. Каждой группе дается задание подчеркнуть значение млекопитающих разных отрядов в природе. Оценить «полезность» и «вредность» их по отношению к человеку.
(1 группа — Насекомоядные; 2 — Мышевидные грызуны; 3 — Хищные;
— Копытные; 5 — Рукокрылые; 6 — Ластоногие и Китообразные).
В ходе беседы на доске строится схема «Значение млекопитающих в природе».