Урок 63 Леонид Николаевич андрееВ. «кусака» (продолжение)
Цели: выявить впечатление от прочитанного ; раскрыть гуманистическую направленность рассказа; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой вы представили себе собаку?
III. Продолжение изучения рассказа.
1. Рассказать о первом знакомстве девочки с собакой.
2. Беседа по вопросам.
– Почему она не оставила своего места, а осталась под террасой? («Люди… беспомощны и не страшны… А тревожных звуков было много…»)
– Что удерживало собаку на расстоянии от людей? (Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для нее движении по опыту. И вот она преодолела свой страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое существо, в том числе и человек, с трудом отделывается от страха, испытанного от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала…»)
– Почему «расцвела Кусака»? («…она принадлежала людям и могла им служить».)
– Что изменилось в ее внешности? – Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?
Задание: зачитать начало IX главы; нарисовать устную картину осени, отметить ее признаки.
– Кто задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».
– Чем отличаются эти фразы! (Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)
Задание: зачитать конец IX главы.
(Будто бы из века в век кочует издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются те же люди над дурачком, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому у тех же людей.)
– Когда Кусака почувствовала беду? (Когда пришли незнакомые люди, Кусака убежала, «смутно предчувствуя беду». Предчувствие беды погнало ее на станцию, потом подняться на террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в стеклянную дверь и поскрести когтями». «…в комнатах тоже было пусто…». Пусто стало и в душе собаки: она все поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака завыла «ровно, настойчиво и безнадежно».
Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой, где его ждали, к теплу, к любящему сердцу.)
– В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? (Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной ночи, неприветливое небо, борьба света с тьмою – все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)
Вывод. Л. Андреев – тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.
IV. Подведение итогов урока.
– Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
– Можно ли сказать об авторском отношении к событиям?
Домашнее задание:
I группа – составить выборочный пересказ на тему «История Ку-саки»;
II группа – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»;
III группа – написать отзыв о рассказе;
IV группа – подготовить иллюстрации к рассказу.