Урок 63 И. Ф. ШИЛЛЕР. БАЛЛАДА «ПЕРЧАТКА»

0
1322
информация

Урок 63 И. Ф. ШИЛЛЕР. БАЛЛАДА «ПЕРЧАТКА»

Цели: расширить представления учащихся о зарубежной литературе; актуализировать знания о понятии «баллада»; развивать умения анализа текста, художественного анализа текста и сопоставительного анализа.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

II. Основной этап урока. И. Ф. Шиллер. «Перчатка»

Методический комментарий:

При изучении произведения можно предложить переводы В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. Переводы очень разные, отразившие индивидуальность двух замечательных поэтов. Использование двух разных переводов позволит создать проблему: каково соотношение перевода и оригинала, какова авторская позиция.

а) Работа с текстом.

Половина класса получает распечатанный перевод Жуковского, половина – Лермонтова (без указания имен переводчиков). Важно, чтобы ученики не знали, что у них неодинаковые тексты, поэтому лучше распределить их по разным колонкам. После того как ученики самостоятельно про себя прочитают текст перевода, учитель задает вопросы, направленные прежде всего на выявление их представлений о героях, мотивах их поступков, об общем настроении баллады:

џ Какой эпизод в балладе произвел на вас наиболее сильное впечатление? Как бы вы его проиллюстрировали?

џ Какой вы представляете себе даму? Рыцаря? (Обратите внимание на возраст, внешность, цвет одежды.) Если бы вы снимали фильм, какими предстали бы в нем дама и рыцарь?

џ Как вы относитесь к поступкам рыцаря (к тому, что он поднял перчатку, и к тому, что бросил перчатку в лицо даме)? Почему рыцарь так поступил?

џ Почему баллада названа «Перчатка»? Что символизирует перчатка (традиционно и в данной балладе)?

џ Как вы относитесь к поступку дамы? Зачем она попросила рыцаря поднять перчатку?

џ Какое впечатление на даму произвел поступок рыцаря, спустившегося на арену за перчаткой?

џ Какими мы видим рыцаря и даму в финале?

џ Как автор выражает свое отношение к героям?

В результате между двумя группами учеников завязывается спор, поскольку их представления о героях явно не совпадают. За доказательством своей позиции шестиклассники обращаются к тексту и замечают несовпадение переводов.

Таким образом, ученики убеждаются в том, что два перевода – это два разных текста. Разных по настроению, по тем картинам, которые они вызывают в воображении читателя, по авторскому отношению к персонажам и их поступкам. Разными увидели шестиклассники и действующих лиц баллады. Герои Жуковского кажутся им старше лермонтовских. Красавица у Жуковского лицемерна и холодна и воспринимает поступок рыцаря как должное, а рыцарь выдержан и полон чувства собственного достоинства; лермонтовская же дама – легкомысленная кокетка, сердце которой, однако, воспламеняется любовью от поступка рыцаря, а сам он – юный и порывистый. В финале баллады рыцарь Жуковского действует внешне спокойно, приняв обдуманное решение и ничем не выдавая волнения страстей. Он бросает перчатку в лицо красавице, «холодно приняв привет ее очей». А герой Лермонтова охвачен порывом отчаяния, просто-напросто обижен поведением своей дамы, «досады жестокой пылая в огне».

б) Сопоставление композиции и строфики (составление планов).

Жуковский

Лермонтов

5 строф:

1. Король и дамы на балконе (экспозиция).

2. Появление зверей (лев, тигр, барсы).

3. Падение перчатки и «вызов» дамы.

4. Рыцарь на арене.

5. Возвращение перчатки

7 строф:

1. Король и дамы на балконе (экспозиция).

2. Появление льва.

3. Появление тигра и его встреча со львом.

4. Падение перчатки.

5. «Вызов» дамы.

6. Рыцарь на арене.

7. Возвращение перчатки

в) Сопоставление экспозиций. Образы, передающие опасность (таблица).

Жуковский

Лермонтов

1

2

Но он удар им тяжкой лапой дал…

И тигр суровый

С диким прыжком

Взлетел опасный

И, встретясь со львом,

Завыл ужасно;

Глаз кровавых не сводит…


Окончание табл.

1

2

Они смирились,

Оскалив зубы, отошли,

И зарычали, и легли

Она упала меж зверей.

…к зверям идет

Между враждебной четою.

…в круг

…меж диких зверей

В результате составления таблицы ученики приходят к выводу о том, что Лермонтов создает напряжение лексикой – эпитетами, характеризующими зверей; Жуковский более эпичен, сдержан, чем Лермонтов.

г) Сопоставление образов героев и авторского отношения к ним (таблица).

Как поэты переводят слова и выражения, характеризующие героев, их поступки, чувства? Как прослеживается в этом авторское отношение?

Жуковский

Лермонтов

Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной

И колкою улыбкою глядит

Его красавица и говорит

И к рыцарю вдруг своему обратясь,

Кунигунда сказала, лукаво смеясь

«Когда меня, мой рыцарь верный,

Ты любишь так, как говоришь,

Ты мне перчатку возвратишь»

«Рыцарь, пытать я сердца люблю.

Если сильна так любовь у вас,

Как вы твердите мне каждый час,

То подымите перчатку мою!»

А витязь молодой,

Как будто ничего с ним не случилось,

Спокойно всходит на балкон

Но вот он перчатку приносит назад

Его приветствуют красавицыны
взгляды…

Привет ее очей

И нежный, пылающий взгляд –

Недальнего счастья заклад –

С рукой девицы героя встречает

Но, холодно приняв привет ее очей,

В лицо перчатку ей

Он бросил и сказал: «Не требую
награды»

Но досады жестокой пылая в огне,

Перчатку в лицо он ей кинул:

«Благодарности вашей не надобно мне!» –

И гордую тотчас покинул

(У Жуковского отношения между героями более близкие («ты», «мой рыцарь верный»), но дама лицемерна, холодна, а в конце лишь приветлива; у Лермонтова же дама откровенно испытывает своего поклонника (одного из многих) и после поступка рыцаря полна любви. Рыцарь же у Лермонтова более юный, горячий, порывистый, чем у Жуковского.)

д) Размышление над проблемными вопросами:

џ Почему Жуковский оставляет безымянной даму, а Лермонтов – рыцаря? (Кстати, у Шиллера оба героя названы по именам.)

Уроки 64–65 НОВЕЛЛА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ «МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ»

Цели: развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.

Ход уроков

I. Организация урока.

II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.

Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX в.

Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.

Творческий путь писателя начался в 1825 г. с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 г. было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы – новеллой. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе», где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.

В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические, он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.

Творчество П. Мериме – историка, создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.

III. Работа над понятием «новелла».

Определение понятия можно записать в тетрадь.

Новелла – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

Учитель. Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили, наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз, ведь может случиться, что во второй раз вам его не придется прочитать, а сюжет, его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.

IV. Тест по прочитанному.

1. Действие новеллы происходит:

а) на побережье моря;

б) на крутом возвышенье;

в) в долине реки.

2. Маки́́ – это:

а) цветы;

б) плантация для выращивания товара контрабандистов;

в) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» – это портрет:

а) Маттео Фальконе;

б) Теодора Гамба;

в) Джаннетто Санпьеро.

4. Фортунато спрятал бандита:

а) в погребе;

б) в доме;

в) в копне сена.

5. Желтые Воротники – это:

а) пастухи;

б) корсиканские солдаты;

в) бандиты, которые прятались в маки.

6. Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:

а) в просторном одноэтажном доме со множеством комнат;

б) в двухэтажном особняке;

в) жилище его состояло из одной квадратной комнаты.

7. Фортунато был мальчик:

а) корыстный;

б) бескорыстный;

в) очень трусливый.

8. Солдаты:

а) сразу пристрелили пойманного бандита;

б) перевязали ему рану;

в) заковали его в кандалы.

9. Маттео Фальконе:

а) был связан с бандитами общими незаконными делами;

б) был зол на бандитов;

в) уважительно относился к ним за их мужество и смелость.

10. Джаннетто:

а) смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь;

б) сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео;

в) кричал и ругался на Маттео последними словами.

11. Маттео:

а) похвалил сына за полученные от сержанта часы:

б) вдребезги разбил их;

в) не обратил на часы внимания.

12. Маттео заставил сына перед смертью молиться:

а) чтобы дать себе время остыть, простить ребенка и изменить свое страшное решение;

б) чтобы дать сыну умереть христианином;

в) чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.

13. Поступок Маттео вы объясняете:

а) великой любовью к родине;

б) эгоизмом;

в) чувством собственного достоинства и чести?

Код: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а, 11-б, 12-б, 13-в.

Ответ на вопрос 13 выявляет личное восприятие героев учащимися, поэтому все иные ответы не расценивать как неправильные.

Кроме того, можно заострить внимание учащихся и еще на одном тестовом вопросе:

14. В ситуации сыноубийства чей поступок вы одобряете:

а) Маттео Фальконе;

б) Тараса Бульбы;

в) осуждаете обоих?

V. Словарная работа.

Слова вынесены на доску.

Порто Веккьо – городок на острове Корсика.

Маки́́ – густая поросль молодых побегов, часто непроходимых даже для животных.

Муфлон – дикий баран.

Корсика – остров в Средиземном море.

Пастух-кочевник – пастух, пасущий и перегоняющий стадо на новые пастбища много дней подряд.

Корт – небольшое селение.

Прогалина – место, свободное от зарослей.

Canorale – на Корсике по традиции капралами называли одно из сословий.

Бандит – (здесь) скрывающийся от погони.

Вольтижеры – отряды стрелков – помощников полиции.

Carchera – сумка для патронов.

«Отче наш», «Верую», «Богородица», литания – молитвы.

Панихида – поминальная молитва.

VI. Анализ новеллы.

Вопросы и задания:

1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?

2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «…Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада…»

3. Чтение диалога Фортунато и Санпьеро от слов «Он подошел к Фортунато и спросил…» до слов «– Не бойся ничего».

Каким вы увидели Фортунато? Расскажите, как дальше развивались события.

4. «Мой отец – Маттео Фальконе!» – что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?

5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?

6. Страшен ли для Фортунато момент «сдачи» Санпьеро, момент предательства?

7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Прав ли он?

VII. Составление характеристик героев.

Примерный план характеристики литературного героя.

Записан на доске.

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой живет герой.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Речь героя.

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

6. Понимание героем целей жизни, его основные интересы.

7. Чувства героя, его отношение к другим действующим лицам.

8. Отношение других действующих лиц к герою.

9. Отношение автора к герою и значение образа героя в раскрытии идеи произведения.

VIII. Подведение итогов беседы по произведению.

Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном произведении.

Учитель. Какие выводы вы, читатели, сделали для себя, познакомившись с новеллой «Маттео Фальконе»?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «О чем я хочу спросить у автора».