Урок № 62: Географическое положение и история открытия Антарктиды

0
184

Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях материка; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1.Карта полушарий. 2. Портреты путешественников.

3. Видеоролик

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Океания (7 тыс. островов площадью 1,3 млн. км²; Меланезия – «черные острова», Микронезия – «малые острова», Полинезия – «много островов» и Новая Зеландия; исследовали Ф. Магеллан, Дж. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай)

  2. Природа Океании (вулканические острова – Гавайи, на них действующий вулкан Муна-Лоа 4170 м; к геосинклинальным острова относятся также Новая Зеландия – вулкан Руапеху на Северном острове высотой 2796 м; Марианский желоб; материковые острова – Новая Гвинея, Новая Каледония; коралловые острова)

  3. Климат (высокая температура, влажные ветры, тайфуны; на Гавайских островах 12000 мм в год)

  4. Органический мир (нет хищников и ядовитых змей, коралловые острова называют оазисами, их два типа – атоллы и коралловые рифы; кокосовые пальмы; панданус, гигантская тара, хлебное дерево, древовидный папоротник, крабы, морские птицы, на Новой Гвинеи – казаурина, эвкалипт, акация, кенгуру, кускус, сумчатый барсук, ехидна, казуар, какаду, райские птицы, ящерицы и черепахи; на Новой Зеландии – эндемики – новозеландская сосна высотой 3 м, красная, желтая, белая сосны, новозеландский лен, 250 птиц-эндемиков, нет млекопитающих и пресмыкающихся)

  5. Население и страны (папуасы строят каноэ и катамараны; на Новой Зеландии – маори составляют 10 % населения; выращивают кокосовую пальму, батат, ананасы, бананы, сахарный тростник, рис, добывают каменный уголь, золото, медь; в Новой Зеландии 3,5 млн. человек, столица Веллингтон, 16% занимают заповедники и национальные парки)

III.Всесторонняя проверка знании

1. Какое животное лесной зоны занесено в «Красную книгу» – кулан, зубр, сайгак, утконос или кенгуру?

2. Сколько этапов выделяют в развитии геологической оболочки? (3)

3. Причина возникновения течения Западных Ветров (постоянные ветры и единство Мирового океана)

4.Климатический пояс Африки, где наиболее густая речная сеть (экваториальный)

5. Островные государства:

А) Греция, Албания В) Италия, Испания С) Аргентина, Бразилия

Д) Япония, Индонезия Е) Австрия, Пакистан

6. Самая большая площадь государства

А) Канада В) США С) Мексика Д) Куба Е) Панама

7. Основная сила, влияющая на процессы формирования географической оболочки (солнечная радиация)

8. Что мы называем масштабом? (число, показывающее, во сколько раз размеры предметов на местности уменьшены на карте)

9. Распределение солнечной радиации на Земле зависит от (географической широты)

10. Сколько основных человеческих рас? (3)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Антарктида – единственный материк, расположенный в центре Антарктики. 99% покрыто толстым слоем льда, средняя толщина 1720 м, максимальная – на равнине Шмидта – 4300 м. Проблемный вопрос: По каким причинам материк круглый год покрыт льдами?

V.Объяснение новой темы.

1. Особенности Антарктиды (площадь 12,4 млн. км², самый высокий материк – 2040 м, общий объем ледников – 24 млн. км³ – 90% пресной воды мира; в 1983 г зарегистрирована самая низкая температура -89,2° С, самая высокая точка – гора Винсон – 5140 м, самая низкая – впадина Бентли -2555 м, действующий вулкан Эребус на острове Росса)

2. Географическое положение (течение Западных ветров; условное название – Южный океан; самые толстые шельфовые ледники в морях Уэдделла и Росса)

3. История открытия (в 1772 – 1775 гг. Дж. Кук трижды пресек Южный полярный круг, но так и не прошел через льды; 28 января 1820 г Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду)

4. Исследования Антарктиды (14 декабря 1911 г. Руаль Амундсен и 18 января 1912 г Роберт Скотт достигли Южного полюса; 57 исследовательских станций разных стран – России, США, Великобритании, Австралии, Норвегии и др. стран)

VI.Усвоение новой темы.

1. Высота массива Винсона в Антарктиде (5140м)

2. Суровую природу Антарктиды стало возможным изучать в последние (44года)

3.Антарктида – это (материк)

VII.Домашнее задание. § 59, на контурной карте обозначить моря, крайние, высшую и низшую точки, полуострова, моря.

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Вследствие своего особенного географического положения Антарктида – самый холодный материк, солнечный свет почти не согревает материк, а вечные льды отражают солнечные лучи, что так же препятствует прогреванию материка

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяУрок № 62 (3 класс)
Следующая статьяУрок № 66

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь