Урок 61. Упражнение в написании слов
с глухими и звонкими согласными в корне
Цели: развивать умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять; закрепить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Расскажите, как вы разобрали слова с суффиксом -к- по составу.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: св..сток, л..ства, дл..на, б..глец.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова – двусложные имена существительные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.)
– Какое слово лишнее? (Лишнее слово – беглец, пропущена буква е, проверочное слово бег. В остальных словах пропущена безударная гласная и: свисток – свист, листва – лист, длина – длънный. Слово беглец обозначает одушевленный предмет, а остальные слова – неодушевленные предметы.)
– Составьте цепочку из согласных букв лишнего слова, буквы в цепочке можно менять местами.
бглц цбгл лцбг …
IV. Запись словосочетаний под диктовку.
Учитель диктует: резкий стук, жидкая каша, узкие сапожки, близкое пастбище, скользкий уж, грыз орешки, робкий зверёк, сказка о рыбке, проказник Денис, на низкой ножке, голос пастуха, мороз со снежком.
– Я буду называть слова. Если они относятся к инструментам, вы поднимаете руки вверх и потягиваетесь. Если они относятся к посуде, вы делаете наклон вперед. Постарайтесь запомнить, какие словарные слова я произнесу.
Учитель называет слова: молоток, лопата, стакан, кастрюля, рубанок, тарелка, топор, чашка, ложка, солонка, клещи, маслёнка, отвёртка.
V. Восстановление деформированных предложений.
(Упр. 214.)
VI. Распределение слов по группам в соответствии со схемами.
Схемы:
Слова: подгото..ка, кра..ка, ска..ка, поса..ка, гри..ки, погру..ка, закла..ка, бли..кий, бере..ка, ду..ки, про..ка, отга..ка, повя..ка, ко..ка, голу..ки.
VII. Составление текста о том, какую пользу приносят животные людям. (Упр. 215.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 217.