Урок № 61. ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ

0
713
программы

Урок № 61. ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ

Цели: обобщить и развить известные учащимся сведения об обра­щении; продолжить работу по выработке пунктуационного навыка.

I . Проверка домашнего задания и повторение.

Учащиеся читают выписанные из словаря толкования слов «дос­тоинство» и «честь» и составленные с этими словами предложения.

Объяснительный диктант.

ТВОЕ ДОСТОИНСТВО Будь мужчиной в учении, юноша!

Твое достоинство – учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчи­ ны – не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли! С малых лет учись быть верным слову, присяге. Верность слову – твоя личная честь.

В. Сухомлинский Вопрос: Какую синтаксическую конструкцию использует автор в тексте?

3. Синтаксический разбор.

Друг говорит в глаза не только о твоих достоинствах, но и недос­татках.

II . Новый материал.’

1. Для напоминания о роли обращения в предложении просим учащихся найти в тексте «Твое достоинство» обращение.

Вопросы: 1) Для чего служит обращение? 2) Чем выражено обра­ щение?

2. Так как учащиеся уже много знают об обращении, то работа по
углублению знаний проводится как самостоятельное знакомство с теорети­ ческой частью § 29. После прочтения учащиеся отвечают на вопросы:

По каким признакам можно найти обращение в предложении? (По звательной интонации, по форме именительного падежа, по значе­нию – называет того, к кому обращаются с речью.)

Какова функция обращений в устной речи? Докажите это на при­мерах упражнений 260, 261. (Для привлечения внимания собеседника к со­общению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.)

Какую роль играют обращения в письмах? (Служат для выраже­ния отношения к адресату.) Докажите примерами упр. 261 (II).

Как могут использоваться обращения в поэтической речи?

Какими частями речи могут быть выражены обращения?

Какие две разновидности обращений вам известны?

Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры.

Работа с теоретической частью параграфа может быть организована по группам. Тогда вопросы учащимся даются заранее.

III. Закрепление изученного .

Упр . 262.

Объяснительный диктант.

Проставить знаки препинания. Обращения подчеркнуть.

/. Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя боль­шая мама- республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми ло­пата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До войны едва в по­мине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом опальный о Пущкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! Ди­тя моё ты нездорова (А.С.Пушкин). П.Да ты красавица готова? (А. С. Пушкин).

3. Творческое задание (по выбору):

1) Дописать текст, вводя обращение к ветру, солнцу, луне (на выбор)
в стиле древней повести.

О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взгляни на мо­гучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу!

Составьте текст рекламы, используя обращение.

Составьте предложения, в которых обращение стоит:

а) вне предложения: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов); б) в начале предложения: Соседка, перестань срамиться! (И. А. Крылов); в) в середине предложения: Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А. Кольцов); г) в конце предложения: О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф. Тютчев).

IV . Задание на дом:

§29, упр. 263.