Урок № 61. ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ
Цели: обобщить и развить известные учащимся сведения об обращении; продолжить работу по выработке пунктуационного навыка.
I . Проверка домашнего задания и повторение.
Учащиеся читают выписанные из словаря толкования слов «достоинство» и «честь» и составленные с этими словами предложения.
Объяснительный диктант.
ТВОЕ ДОСТОИНСТВО Будь мужчиной в учении, юноша!
Твое достоинство – учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчи ны – не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли! С малых лет учись быть верным слову, присяге. Верность слову – твоя личная честь.
В. Сухомлинский Вопрос: Какую синтаксическую конструкцию использует автор в тексте?
3. Синтаксический разбор.
Друг говорит в глаза не только о твоих достоинствах, но и недостатках.
II . Новый материал.’
1. Для напоминания о роли обращения в предложении просим учащихся найти в тексте «Твое достоинство» обращение.
Вопросы: 1) Для чего служит обращение? 2) Чем выражено обра щение?
2. Так как учащиеся уже много знают об обращении, то работа по
углублению знаний проводится как самостоятельное знакомство с теорети ческой частью § 29. После прочтения учащиеся отвечают на вопросы:
По каким признакам можно найти обращение в предложении? (По звательной интонации, по форме именительного падежа, по значению – называет того, к кому обращаются с речью.)
Какова функция обращений в устной речи? Докажите это на примерах упражнений 260, 261. (Для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.)
Какую роль играют обращения в письмах? (Служат для выражения отношения к адресату.) Докажите примерами упр. 261 (II).
Как могут использоваться обращения в поэтической речи?
Какими частями речи могут быть выражены обращения?
Какие две разновидности обращений вам известны?
Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры.
Работа с теоретической частью параграфа может быть организована по группам. Тогда вопросы учащимся даются заранее.
III. Закрепление изученного .
Упр . 262.
Объяснительный диктант.
Проставить знаки препинания. Обращения подчеркнуть.
/. Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама- республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми лопата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом опальный о Пущкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! Дитя моё ты нездорова (А.С.Пушкин). П.Да ты красавица готова? (А. С. Пушкин).
3. Творческое задание (по выбору):
1) Дописать текст, вводя обращение к ветру, солнцу, луне (на выбор)
в стиле древней повести.
О жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взгляни на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу!
Составьте текст рекламы, используя обращение.
Составьте предложения, в которых обращение стоит:
а) вне предложения: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов); б) в начале предложения: Соседка, перестань срамиться! (И. А. Крылов); в) в середине предложения: Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А. Кольцов); г) в конце предложения: О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф. Тютчев).
IV . Задание на дом:
§29, упр. 263.