Урок 61. чтение слов с буквой Ч
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о согласной букве ч; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
? Игра «Кто как голос подает?».
а) Курица… (кудахчет, квохчет).
Воробей… (чирикает).
Сорока… (стрекочет).
Лев… (рычит).
Кузнечик… (стрекочет).
б) У кого кто?
У зайца… (зайчонок).
У кролика… (крольчонок).
У белки… (бельчонок).
У галки… (галчонок).
? Чтение слов в столбиках, с. 130.
Образование слов (с уменьшительно-ласкательным значением).
река – речка рука – ручка туча – тучка
Дети выкладывают слова на магнитной доске, объясняя, каким образом получают уменьшительное к данному слову.
? Чтение текста на с. 130.
Дети находят слова с уменьшительно-ласкательным значением. Читают только эти слова (мосточка, кусточком, лисички, сестрички).
Дети называют слова, от которых были образованы уменьшительно-ласкательные слова (мост, куст, лиса, сестра).
Физкультминутка
1. Наблюдение за различными значениями слова ручки.
Дети читают предложения, с. 130.
В первом значении ручки – ручки маленькой Верочки.
Во втором случае – ручки – школьная принадлежность, которой ученики пишут в тетрадях.
В третьем – ручки – у входной двери.
Делается вывод: слово ручки имеет несколько значений, значит оно многозначное.
? Чтение рассказа «Мы учимся», с. 131.
Вопросы:
– Что ученики делают на уроке математики?
– Какие слова читают дети на уроке чтения?
– Какие буквы прописывают дети?
Дети перечитывают текст, подчеркивая слова, в которых встречается буква ч.
Отдельно читаются уменьшительно-ласкательные слова, называются слова, от которых они образовались.
? Игра «Закончите предложение».
Ковер ткал… (ткач).
Лошадь неслась… (вскачь).
Весенняя птица… (грач).
После вечера наступает… (ночь).
У мамы послушная… (дочь).
Лодка дала… (течь).
Для постройки дома нужен… (кирпич).
Физкультминутка
? Игра «Наоборот». (Подбор к словам антонимов.)
Учитель называет слово, дети – антоним.
Грязный… (чистый).
Трусливый… (смелый).
Мягкий… (твердый).
Грубый… (нежный).
Замкнутый… (открытый).
Слабый… (сильный).
Светлый… (темный).
? Чтение пословиц, с. 131.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
2. Проговаривание скороговорок.
На верхушке каланчи
День и ночь кричат грачи.
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
В роще щебечут стрижи и чижи.
Дети по выбору заучивают одну из скороговорок.
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
– Какие задания были трудными?