Урок 61 А. П. ПЛАТОНОВ. «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Цели урока: вспомнить с учащимися произведения А. П. Платонова, которые читали в 5–7 классах; пробудить ощущение новой встречи с писателями; помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Викторина по произведениям Платонова.
Назвать произведение, имена героев, основные события.
1) «Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать».
(«В прекрасном и яростном мире», 6 кл.)
2) «Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед теперь смотрел на него; мальчик подумал, что дед видит его, поднялся на ноги и побежал к матери.
Он бежал долго. Он пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина на околице».
(«Никита», 5 кл., имя Никита в тексте заменено на слово «мальчик».)
3) «С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».
(«Юшка», 7 кл.)
4) «В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собой».
(«Неизвестный цветок», сказка-быль, 7 кл.)
IV. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Андрей Платонов владел редким художественным даром – проникать в «вещество существования», то есть в неприметные заботы, беды и радости, из которых состоит повседневная жизнь, он умел передавать атмосферу семейного быта, неуловимые оттенки отношений в кругу самых близких людей.
Он любил слово «сокровенный», в котором одновременно слышатся и «кров», и «кровь», и «откровенность», и «покров», и «сокровище». О сокровенных силах, управляющих душевной жизнью людей, – о любви, семье и счастье – многие рассказы Платонова 30-х годов. А в 1946 году после того, как сам писатель вернулся с фронта, был написан рассказ (повесть) «Возвращение» («Семья Ивановых») – о солдате, пришедшем с войны. Долгожданная встреча с семьей, казалось бы, должна нести с собой только радость. Однако герой не может примириться с тем, что в его отсутствие близким помогал другой человек; ревнует жену. И вот Иванов решает снова уехать из дома – на этот раз навсегда.
Платонов показывает солдата-победителя с сочувствием, но видит и его эгоизм, боязнь потерять свое превосходство перед домочадцами. «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…» – упрекает отца с матерью 11-летний Петрушка.
Сын, рано повзрослевший в войну и смешной в непрестанной хозяйственной озабоченности, вызывает у Иванова смешанные чувства. «Рассуждает, как дед, а читать небось забыл», – говорит отец с неприязнью. Еще немного, и кажется, что неуступчивость героя навсегда разобьет эту рядовую (что подчеркнуто самой распространенной русской фамилией) семью. Но когда поезд увозит Иванова вдаль от дома, он вдруг видит двух торопливо и неуклюже бегущих за составом маленьких людей. Не сразу он понимает, что это его дети. «Иванов … чувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганьем… Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Рассказ сразу после появления был жестоко осужден: автора обвинили в клевете на действительность – в искажении образа бойца, воина. Такая убийственная официальная реакция лишила Платонова надежды на признание. Подобно другим «опальным» авторам, в конце 40-х годов он писал для детских журналов и издательств рассказы, переложения народных сказок, опубликовал пьесу «Пушкин в лицее».
С войны Платонов вернулся тяжелобольным, в конце 40-х гг. он уже редко выходил из дома.
«Вторая жизнь» Андрея Платонова началась через семь лет после его кончины. В 1964 году автор разгромной рецензии на рассказ «Возвращение» (она называлась «Клеветнический рассказ А. Платонова») критик В. Ермилов признал в печати, что ошибся в оценке произведения. Однако по цензурным соображениям многие главные произведения писателя не печатались до конца 80-х гг., и только в эпоху «перестройки» в связи с острым общественным интересом к политической истории страны, к событиям 20–30-х гг. вновь вспомнили Платонова.
В 1989 г. в Москве состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству писателя. В доме на Тверском бульваре в Москве, где жил Платонов, была наконец установлена мемориальная доска.
2. Комментированное чтение рассказа «Возвращение» с выделением ключевых образов и понятий.
По всему рассказу отмечаем запахи, употребление слов «сердце», «добрый», «добро», «радость», «душа», «привыкнуть».
«Это постоянство и терпение означали верность и неизменность женского сердца, – по крайней мере, в отношении вещей и своего дома, куда эта женщина, вероятно, возвращалась» (учебник).
Ключевая фраза: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».
Отмечаем, что девушку называют «Маша-дочь пространщика». Пространщик – служитель бани, но само звучание слова никак не ассоциируется с баней. Это словосочетание, несколько раз повторяемое в тексте, перекликается с другим образом: «Поезд, который должен увезти отсюда домой и Машу, и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве». Платонов усиливает образ простора – пространства, называя девушку «просторной Машей», употребляя слова с сочетанием стр-:
«А теперь Маше непривычно, странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла».
Образ пространства соединяется со словами «привыкла» – к летчикам, кочевой жизни военного аэродрома, «отвыкла» – от домашней жизни, от родных.
«Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии», но Иванов привык находить себе «простую подручную радость», – он обратился к Маше с просьбой поцеловать ее.
(С. 167, учебник.)
Автор подчеркивает чистоту просьбы Иванова («деликатно и любезно»), ее незамутненность дурными мыслями через описание запаха, который ощутила Маша (конец абзаца: «От него сильно пахло табаком, сухим поджаренным хлебом, немного вином, – теми чистыми веществами, которые произошли из огня или сами могут родить огонь»).
Пространщик – пространство – просторный – странно – поверхностно – отдельные образы складываются в один образ неустойчивости, временности военного быта, который вызывает привычку к неопределенности, непрочности.
Повторяющиеся образы и понятия-мотивы – особенно важны для понимания концепции автора. Таким является образ запаха: «Позже Иванов признавался себе, что вопросы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть».
Важный мотив: родной город ощущается как чужбина, к оставшимся в живых родственникам Маша «не чувствовала сердечной привязанности».
– Как ощущает Иванов час свидания с семьей? (Как «радостный и тревожный».)
– Почему? («Он сам не знал, почему он так делал…» Маша «доверилась Иванову по доброте сердца, не думая более ни о чем».)
– Сцена прощания Иванова и Маши (с. 206, учебник).
«Иванов привычно поцеловал ее и любезно обещал вечно помнить ее образ».
Два дня достаточно человеку, четыре года прожившему в условиях фронта, чтобы возникла привычка. Иванов поступает с Машей так, как было принято в мужской среде: он говорит «любезно» ритуально-красивые, но в действительности пошлые слова из многочисленных сборников «Как написать письмо любимой девушке». Маша отвечает ему глубоко искренне, и создается ощущение дисгармонии диалога (чтение диалога, с. 206, учебник).
Маша своими ответами разрушает попытку Иванова отгородиться от душевной боли.
Маша заплакала, только оставшись одна; она «никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба».
Домашнее задание: дочитать рассказ Платонова.