Цели: ввести учащихся в новый раздел; познакомить с произведениями В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина; отрабатывать выразительность чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
Учитель сообщает, что данным уроком начинается изучение нового большого раздела «Из детской литературы».
– Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Обобщая ответы детей, учитель говорит, что в раздел включены лучшие произведения детской литературы, написанные как и очень давно, когда бабушки и дедушки учеников были в таком же возрасте, как они сейчас, так и совсем недавно.)
И начинает раздел тема «Я и мои друзья».
– Наверное, вы без труда догадаетесь, о чем будут произведения? Совершенно верно: о дружбе, о том, кого можно назвать другом, а кого – нет.
Физкультминутка
2. Работа над стихотворением В. Берестова «За игрой».
1) Чтение стихотворения учителем или хорошо читающими детьми.
2) Идея стихотворения – дружба.
– Как автор описывает радость от того, что дети не ссорятся, дружат?
3. Работа над стихотворениями Э. Мошковской «Я ушел в свою обиду», В. Берестова «Гляжу с высоты…»
1) Чтение стихотворений учителем или хорошо читающими детьми.
2) Ответы на вопросы.
– О какой обиде говорят поэты в своих стихотворениях?
– Что надо сделать, чтобы тебя никогда не посещала обида?
3) Работа над выразительностью чтения.
4. Работа над стихотворением В. Лунина «Я и Вовка» строится аналогично.
III. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений.