Урок 60. Многообразие млекопитающих.Тема урока: Отряд Приматы.

0
7

Цель урока: раскрыть особенности строения приматов как наиболее высо­коразвитых млекопитающих, показать черты приспособленности. Связанные с образом жизни, сходство и родство с человеком.

Оборудование: иллюстрации и фотографии с изображениями приматов, таблицы «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга», «приматы», диафильм «Отряд Приматы».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Работа по базовым вопросам:

Какие два вида животных относятся к отряду хоботных?

Что представляет собой хобот и каковы его функции?

Что представляют собой бивни слона?

Зачем слону жировые отложения на ногах?

Какие преимущества дают слонам большие размеры тела?

С какими трудностями сталкиваются слоны в своей жизни в связи с их большими размерами?

Для чего слону большие уши? А кто из животных использует уши для этой же цели?

Чем африканский слон отличается от индийского слона?

Чем слоны отличаются от мамонтов?

Изучение новой темы

Актуализация опорных знаний

О Шимпанзе относится к классу Млекопитающие, подклассу Плацентар­ные. Предположите, какими признаками он будет обладать?

О Установите систематическое положение шимпанзе.

О Определите систематическое родство с амебой-протей, мухой комнат­ной, ланцетником обыкновенным, уткой-кряквой, коалой, медведем бурым, мартышкой, человеком разумным.

Следуя логике рассуждений, можно ответить, что шимпанзе и мартышка имеют родство на уровне отряда, но какого? А шимпанзе и человек разум­ный — на уровне семейства (а точнее, подсемейства).

Да, щимпанзе и мартышка — это обезьяны. Различные виды обезьян (ка­ких?) входят в отряд приматов — совершенно удивительную группу животных.

Постановка проблемы.

Приматы — значит «первые». В каком смысле первые? Почему все про­чие — вторые, пятые, десятые? Это мы и должны сегодня выяснить. Выясним, какие особенности внешнего, внутреннего строения и поведения этих живот­ных дают нам основание называть их приматами.

К приматам кроме обезьян и полуобезьян относится и человек. Это обсто­ятельство поможет нам раскрыть важные вопросы этой темы.

Изучение материала.

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где под названием темы записаны слова: 1. Рука. 2. Глаза. 3. Головной мозг.

О Рассмотрите таблицы и зоокартины, фотографии и подумайте, чем от­личаются передняя конечность, глаза и мозг приматов от соответст­вующих органов других млекопитающих.

Учитель выслушивает мнения, корректирует ответы и открывает закрытую часть информации на доске:

Рука — хватательная, пятипалая, пальцы 4+1, подвижные, кисть с пред­плечьем (полное разделение локтевой и лучевой костей), развитая ключица.

Глаза — расположены на лицевой стороне черепа.

Головной мозг — высокоразвитый, с сильно развитыми полушариями переднего мозга.

Могут ли эти характерные черты объяснить первенство приматов в жи­вотном мире? (Организуется работа в группах по 4 человека).

Учитель выслушивает предположения, обобщает, дополняет и открывает оставшуюся часть информации.

Рука — обеспечивает недоступные другим животным возможности: схватывать предметы, образовывать горсть, совершать различные движения, то есть рука — уникальный специализированный орган труда.

Глаза — зрение объемное, стереоскопическое.

Головной мозг — дает различные возможности для возникновения ус­ловных рефлексов, мышления, речи и других психических процессов.

Информация на доске может быть оформлена в виде таблицы. Снача­ла открыт только 1-й столбец, потом — 2-й, и 3-й.

Активная жизнь и разнообразие функций передних конечностей обусло­вили у приматов сильное развитие головного мозга, а в связи с этим увеличе­ние объема черепной коробки и соответственно сокращение лицевого отдела черепа.

Весь комплекс рука — глаза — мозг является фундаментальной предпо­сылкой сложного поведения, связанного с применением различных предме­тов для достижения своих жизненных потребностей. О том, что высоко висящий банан обезьяна достает, поставив друг на друга ящики и используя палку, знают все. А вот менее известные факты: обезьяны мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добрать­ся языком невозможно. С помощью шеста обезьяны преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи. Шимпанзе, например, могут схватить палку и ударить ею противника или швырнуть ее в него. Они могут также колоть при помощи палок орехи и даже, очистив маленькую палочку, ковырять ею в зу­бах. Вообще, шимпанзе не только используют различные предметы в качестве орудий труда, но и способны обрабатывать их при помощи лап и зубов. Обезь­яна опускает в муравейник палочку, а затем, вынув ее, слизывает набежавших на нее муравьев. Шимпанзе могут изготавливать из листьев что-то вроде конуса для питья, а в неволе используют палки, чтобы достать лакомый корм.

На следующем этапе урока учитель обращает внимание учащихся на текст § 74 в учебнике, стр. 275, глава «Общие признаки отряда» и просит найти в нем пополнительные характеристики отряда приматов.

Морфологические особенности каких органов указывают на эволюци­онную продвинугость приматов?

Учащиеся называют органы, дают краткие комментарии и делают записи в тетрадях.

По своему образу жизни приматы — чаще стадные животные, хотя сре­ди них есть и такие, которые живут парами и в одиночку. Какое значе­ние в жизни обезьян имеет стадный образ жизни?

Организуется работа в парах с дополнительным материалом.

Дополнительный материал

Плащеносный павиан гамадрил в настоящее время обитает в Эфиопии, Северном (‘омали, Северо-Восточном Судане и в Юго-Западной Азии. Держатся гамадрилы на

к монах скалистых гор, иногда крупными стадами в 80-100 и более особей. Такие сооб­щества павианов характеризуются ярко выраженной иерархией (иерархия — порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим). Каждая группа состоит из взрос­лых особей, подростков и детенышей. Отношения между членами стада основываются* на господстве и подчинении. Господствующее положение занимает сильный взрослый самец, который свое право вожака нередко завоевывает в драке. Вожак оберегает стадо от рассеивания, следит за порядком, разнимает дерущихся. Как правило, он первым замечает опасность и особым криком оповещает об этом остальных. В его гареме имеет­ся несколько взрослых самок, из которых выделяются более любимые им фаворитки. Самки с новорожденными и детенышами тоже занимают привилегированное положе­ние. Хуже всех в стаде приходится подросткам и старым самкам. Иногда подчиненные почти половозрелые самцы локализуются на периферии группы.

Стадо павианов занимает обычно 2-3 км2. Спят они в расщелинах и под навесами скал, чаще всего сидя, прижавшись друг к другу, детеныши — под защитой матерей. Просыпаются они на восходе солнца и начинают активную жизнь в поисках пищи и развлечений. Павианы всеядны: питаются сочными плодами, молодыми побегами рас­тений, кореньями, ящерицами, насекомыми, яйцами птиц и другой пищей. В проме­жутках между едой павианы отдыхают, при этом нередко обыскивают друг друга. Эта процедура состоит в очищении шерсти от соринок, насекомых и опавших волос. И здесь проявляется принцип господства и подчинения — подчиненная особь обыски­вает господствующую, стараясь ей угодить. Самки обыскивают детенышей. В стаде па­вианов часто происходят ссоры, потасовки и драки, в которые, как верховный судья, вмешивается вожак. Все это сопровождается различными звуками и мимикой. Помимо звуков, они пользуются выразительными жестами и даже взглядами. Так, например, вожак одним суровым взглядом может утихомирить ссорящихся. Но стадо всегда быва­ет сплоченным в случае внешней опасности и даже вступает в борьбу с леопардами и львами, чтобы защитить своего собрата.

Итак, во главе стада — вожак. Он — самая сильная особь в стаде, он принимает ре­шения: бежать или драться, идти или остановиться на ночлег, он регулирует отношения в стаде. Выполняя эти нелегкие обязанности,, вожак присваивает себе некоторые при­вилегии. Он первым берет пищу, выбирая при этом лучшую. Потом приступают к тра­пезе его фаворитки, затем сильные, половозрелые самцы, затем незнатные самки и в последнюю очередь — подростки.

Когда стадо павианов проходит опасный участок саванны, в центре ста­да идут взрослые самцы, сопровождая самок с детенышами младшего возраста. Что вы можете сказать о поведении павианов? Как можно объ­яснить столь сложное поведение этих животных? С чем это связано? После самостоятельной работы с дополнительным материалом проводит­ся беседа и формулируются выводы..

Учитель предлагает заполнить первую часть таблицы, посвященную павианам.

Организация стада у разных групп приматов

Павианы

Мартышки

Занимают открытые, хорошо просматриваемые пространства.

Один вожак с безграничной властью управляет стадом.

При поиске пищи и защите пола­гаются на верховную власть.

Жестко регламентированная иерархия.

Живут на деревьях в лесу.

Занимают плохо просматриваемые прост­ранства.

Несколько сильных особей управляют от­ношениями в группах.

Полагаются на себя и на лидера группы.

Демократическая иерархия.

Сведения о мартышках заносятся в таблицу после изучения необхо­димой информации. Это можно сделать дома. Но можно организовать в самом начале работу по вариантам. При этом одна группа изучает во­просы организации стада у павианов, другая — у мартышек. Затем выде­ляются общие и частные особенности

Организация стада у мартышек

Мартышки встречаются главным образом в дождевых и горных лесах. Очень быст­рые в движениях, хорошо бегают по земле. Спят в густой листве сидя. Питаются листья­ми, молодыми побегами, плодами. Держатся мартышки стадами в 40-50 особей. Но состав и размер стада варьирует в различное время дня. Чаще всего в период передвиже­ния в поисках пищи стадо состоит из 10—15 особей, а спят маленькими группами в 3—5 особей с одним взрослым самцом.

Стада очень шумные, крикливые. Часто бывают ссоры и драки, особенно среди взрослых. К детенышам отношение мягкое. Они могут даже безнаказанно отнимать пищу у вожака, чего никогда не может быть у павианов. Вообще у зеленых мартышек не наблюдается такого доминирования (подавления, преобладания) со стороны самца-во- жака, как, например, у гамадрилов. Самки и детеныши могут брать пищу и поедать ее в присутствии вожака. Но самцы равнодушно относятся к детенышам и не заботятся о них. У мартышек стада менее организованные, чем у павианов, менее выражены, зву­ковая сигнализация более слабая, лицо мартышек менее подвижное и мимика беднее. Самец-вожак и у мартышек выполняет сторожевые функции. Когда стадо опускается на землю в поисках пищи, вожак часто становится на задние конечности и осматривает окрестности. В случае опасности он особым криком подает знак стаду, которое спасает­ся бегством.

Ряд видов обезьян, систематически наиболее близких к человеку, называ­ют человекообразными, или антропоидами. Человека и человекообразных обезьян (гиббонов, орангутангов, горилл, шимпанзе) объединяют в подсе­мейство Человекообразные приматы (Hominodea). (Учитель обращает внима­ние на систематическое родство шимпанзе и человека на уровне подсемейства Человекообразные приматы, см. начало урока).

Закрепление нового термина «антропоиды» с использованием логических приемов анализа и синтеза: антропология, антропогенез, антропогеография, антропометрия (антропо… — первая часть сложных слов со значением «относящийся к человеку, его изучению»).

О Прочтите текст «Семейство крупных человекообразных обезьян» в § 74, найдите признаки сходства человекообразных обезьян и человека и вы­пишите в тетрадь.

Учитель демонстрирует изображения лиц шимпанзе с выражением удив­ления, внимания, страха, радости и т. д. и задает вопрос: что это? Дети отвечают: мимика.

Вывод: приматы — эмоционально богаты и в этом смысле тоже первые.

Люди, обезьяны — мы очень похожи. На любого человека большое впечат­ление производят прикосновение обезьян друг к другу руками (рукопожатие), губами (поцелуй). ЛакОмый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой ру­кой ладонью вверх, ковыряют палочкой в ушах, зубах… Обезьяны — единст- иенные животные, способные, как и человек, к преднамеренному обману.

Какие особенности внешнего и внутреннего строения, а также поведе­ния дают основания назвать их приматами?

В заключение необходимо отметить большое практическое значение при­матов: некоторые из них — объекты охоты для местного населения, других обезьян используют в медико-биологических исследованиях. Следует особо отметить, что человекообразные обезьяны находятся под охраной закона.

В качестве закрепления и расширения знаний целесообразно показать вы­борочно кадры диафильма.

Домашнее задание

§ 74, записи в тетради, вопросы после параграфа.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о ленивцах, тушканчи­ках, выдре.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь