Урок 60 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Цели урока: проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера; учить выразительно читать, инсценировать прочитанное.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме.
1. Инсценирование отдельных фрагментов из прочитанных глав (домашнее задание).
2. Слово учителя (по главе «О награде»).
В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьезно Теркин мечтает о том, как после войны, после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?
Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:
Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль?
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко в даль…
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет…
Грозным напоминанием звучат слова:
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой – не ради славы –
Ради жизни на земле.1 (см. Примечание.)
3. Выразительное чтение главы «Гармонь».
– Какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе?
Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски.
Итог главы: «память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых» (Г. И. Беленький).
4. Беседа по инсценированной главе «Два солдата».
– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)
Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.
– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?
В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.
5. Чтение главы «Кто стрелял?».
– Обратите внимание на особое настроение, которое создает контраст лирического описания дивного вечера, растревожившего мечты о мирной жизни, и появление бомбардировщика, сеющего смерть. Строка прерывается:
… Мать заждалася…
и вдруг –
Вдалеке возник невнятный,
Новый, ноющий, двукратный,
Через миг уже понятный
И томящий душу звук.
– Вспомните, что такое внесюжетные элементы. Выделите строки, которые можно назвать авторским отступлением.
Смерть есть смерть. Ее прихода
Все мы ждем по старине.
А в какое время года
Легче гибнуть на войне?
С помощью однородных синтаксических конструкций и троекратного повторения ключевых слов автор передает читателям ощущение гнетущего, жуткого страха, когда сознание отказывается воспринимать действительность:
Ты прижал к вискам ладони,
Ты забыл, забыл, забыл,
Как траву щипали кони,
Что в ночное ты водил.
Смерть грохочет в перепонках,
И далек, далек, далек
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берег.
И друзей и близких лица,
Дом родной, сучок в стене…
Но властный голос долга словно разрывает пелену животного страх, окутавшего сознание:
Нет, боец, ничком молиться
Не годится на войне.
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу,
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу…
Интонация меняется. Повествование продолжается. Автор передает нам и чувство человека, как бы невзначай совершившего подвиг, и впечатление от падения самолета, и радостно-шутливые интонации бойцов, и иронию, которую вызывают последствия такого неожиданного события:
Адъютанты землю роют,
Дышит в трубку генерал.
В ответ на простодушное замечание сержанта Теркин отвечает с достоинством и юмором:
Не промедливши с ответом,
Парень сдачу подает:
– Не горюй, у немца этот –
Не последний самолет…
В этих словах – и твердость, и скромность, и вера в то, что другие солдаты тоже способны на подвиг. И в следующей главе – «О герое» – автор подчеркивает ту же мысль: нет лучших и худших. Жители всех краев России проявляют одинаковый героизм в боях и в тылу, и тамбовские, и смоленские – все способны на подвиг.
6. Рассматривание иллюстрации учащихся к эпизодам из поэмы с комментарием (цитированием) авторов.
7. Работа по теории литературы: понятие «лироэпическая поэма», образ автора, сюжет, композиция, язык поэмы.
а) Слово учителя.
– Итак, большинство из вас прочитали всю поэму. Могли бы вы пересказать ее сюжет? (Это рассказ о боевом пути советского солдата. Каждая глава – относительно самостоятельная единица со своим сюжетом. Но автор следует за ходом войны: его Теркин прошел путь от советской границы – через отступление – до Берлина. Это был трудный путь советской армии к победе.)
– К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (К эпическому.)
– Но только ли эпическое начало является главным в этом произведении? (Мы часто слышим не только объективно-отстраненный голос повествователя, но и тревожный, взволнованный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора» (4 главы), и «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и в философских авторских отступлениях (например в главе «Кто стрелял?»).) Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем «Василия Теркина» лироэпической поэмой.
б) Выступление ученика с сообщением «Образ автора в главе “От автора” и “О себе”» (индивидуальное домашнее задание).
– Отметим, что автор – не отстраненный повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны. Он утверждает свое духовное родство с каждым советским человеком:
Я ограблен и унижен,
Как и ты, одним врагом.
Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой.
– В главе «О себе» в полный голос звучит тема малой родины, дорогой сердцу автора. Он с нежностью описывает красоту родного леса с его муравьиным духом и птичьим щебетом и горько восклицает:
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет?
И с тоской осознавая, что родная земля в плену, поэт клянется, повторяя:
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край, страдающий в плену!
Я приду – лишь дня не знаю,
Но приду, тебя верну.
Автор подчеркивает родство со своим героем: они земляки, они живут одними чувствами и мыслями:
И скажу тебе, не скрою, –
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Автор не только призывает бойцов чувствовать свою личную ответственность за судьбу Родины – он сам испытывает это чувство.
в) Язык поэмы.
(Запись в тетрадях высказывания Г. И. Беленького: «Поэма “Василий Теркин” – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией».)
– Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские?
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Гл. «Переправа»
– Эти строки – своеобразный рефрен всей поэмы:
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
– Связь поэмы с фольклором (перефразированные пословицы, поговорки):
Ничего, с земли не сгонят,
Дальше фронта не пошлют.
Города сдают солдаты,
Генералы их берут.
– Найдите в поэме уменьшительные слова, характерные для устной народной поэзии, постоянные эпитеты. («Сыночек», «голубочек», «кусочек» в главе «Дед и баба»; постоянные эпитеты: «година горькая», «земля сырая».)
– Поэма насыщена идиоматическими выражениями («скажи по чести», «парень хоть куда», «шут с тобой», «жизни даст»), солдатскими профессионализмами – оборотами, родившимися в условиях фронтовой жизни («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета»).
– Герои поэмы разговаривают не правильными литературными фразами, а живой речью. Много диалогов – что создает эффект присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.
– К устной народной поэзии произведение приближает синтаксический параллелизм, фразы – лейтмотивы в каждой главе, повторы отдельных фраз или целых строф как внутри одной главы, так и на протяжении всей поэмы.
Синтаксический параллелизм
Бой в лесу, в кустах, в болоте,
Где война стелила путь,
Где вода была пехоте
По колено, грязь – по грудь;
Где брели бойцы понуро,
И, скользнув с бревна в ночи,
Артиллерия тонула,
Увязали тягачи.
Точные, впечатляющие эпитеты
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой.
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Метафоры выражены чаще всего самыми распространенными словами-понятиями преимущественно крестьянского, простонародного обихода: война – «пахала», «бомбы топчут города»; «греют землю животом».
– Стих «Книги про бойца» – 4-стопный хорей.
8. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.
Бойцы верили, что Василий Теркин – живой, реальный человек, что он, может быть, даже их однополчанин.
«Может быть, в Красной Армии и нет солдата по имени Василий Теркин. Но многие тысячи таких, как он, русских солдат, носящих другие имена, живут и воюют. Их характерные черты собрал в образ своего героя автор поэмы “Василий Теркин”, лауреат Сталинской премии Александр Твардовский.
Василий Теркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства слова, что он стал для нас, для всех читателей, живым и подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, которому хотят подражать. Герой поэмы вошел в наш боевой быт, как постоянный спутник, как умелый друг и советник»2 (см. Примечание), – писал А. Л. Гришунин, исследователь творчества Твардовского.
IV. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей…
И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет…») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:
Ветер злой навстречу пышет,
Жизнь, как веточку, колышет,
Каждый день и час грозя.
Кто доскажет, кто дослышит –
Угадать вперед нельзя.
Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?
Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой? », «Поэма “Василий Теркин” – энциклопедия Великой Отечественной войны».