Урок 6 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

0
1178
шрифт

Урок 6 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. былина «илья муромец и Соловей-разбойник»

Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например картины: В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут диалог у выставки наши ребята.

Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.

2. Вторая группа ребят делает сообщение о музыкальных произведениях, написанных на былинные сюжеты (с прослушиванием музыкальных фрагментов).

III. Изучение новой темы.

1. Работа с текстом по вопросам.

– К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)

– Какова тема ее? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)

Задание: пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

– Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)

– Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)

– Как губительна его сила? (…все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)

– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей;

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих.

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)

Задание: найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики.

Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. («То пехо?тою никто? да не проха?живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.

2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.

План вывешивается (проецируется) на доску.

ПЛАН

1. «…из города из Мурома…»

2. «…удаленький дородный добрый молодец…»

3. «…к обеденке поспеть хотел… в Киев-град…»

4. «…подъехал он ко славному… Чернигову».

5. «…стал конем топтать да стал копьем колоть».

6. «…Я не йду к вам в Чернигов воеводою».

7. «…укажите мне дорогу прямоезжую…»

8. «…стрелил в того-то Соловья-разбойника…»

9. «…идет в палаты белокаменны».

10. «…вел наклоны по-ученому…»

11. «Соловей-разбойник на твоем дворе…»

12. «…он срубил ему да буйну голову».

(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)

3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.

– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.

– Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.

(Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.

Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал…»

С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».

Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля, стремечко булатное.

В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов) – «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»

Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.

Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)

IV. Подведение итогов урока.

Завершая разговор о былинах, вспомним еще раз строчки из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

– Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»?

Назовите особенности этого жанра. (Строчки, взятые из поэмы, повествуют о событиях, которые происходили во времена Киевской Руси. Именно тогда из древних песен и легенд возникли былины. Само название жанра указывает на реальную историческую основу событий, изложенных в форме героической песни. Но реальное переплетается в былинах с фантастическим. Главные герои былин – богатыри, защищающие рубежи родной земли и готовые головы сложить в борьбе за ее независимость. Написаны былины особенным напевным торжественным стихом, ритм которого соответствовал сопровождению (гусельному, например). Важный художественный прием, используемый в былине, – гипербола
(преувеличение), необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.)

Домашнее задание: подобрать материалы о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.