Урок 6 Вера в себя

0
1304
физика

Цель: раскры ва ть значение самообразования и самовос­пи­тания в личностном и профессиональном становлении человека.

Задачи:

– расширение представлений о значении общения с ин­тересными людьми в процессе становления личности;

– развитие потребности в творческой самореализации;

– воспитание стремления к самосовершенствованию.

Круг радости

Учитель приглашает всех поприветствовать друг друга и попытаться выразить в словах свою веру в стоящего рядом одноклассника. Например: «Айдын, я рад видеть тебя и верю в то, что ты станешь талантливым дизайнером, потому что стремишься много знать об этой профессии».

Цитата

Урок целесообразно начать с чтения цитаты.

Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера.

Самюэль Смайлс

Как вы понимаете смысл данного изречения?

Размышляя над смыслом изречения, учащиеся подходят к открытию ещё одной грани веры человека в себя. Это – вера в него других людей.

Задание

Расскажите о человеке, общение с которым помогло вам поверить в себя.

Учащимся предлагается задание, результат выполнения которого станет иллюстрацией к цитате урока. Приводя собственные примеры, учащиеся получают возможность осмыслить участие в их судьбе окружающих людей, быть более внимательными к своим собственным словам и поступкам.

Беседа

Учитель предлагает всем принять участие в беседе по вопросам, представленным в рубрике «Размышляем, беседуем».

  1. Какое значение имеет самообразование в обретении веры в себя?

  2. Какие качества помогают поверить в себя?

  3. Какое значение имеет вера в себя в процессе самовоспитания человека?

  4. Почему каждому человеку важно заниматься самообразованием и самовоспитанием?

Вопросы беседы составлены таким образом, что выводят разговор о вере человека в себя на новый уровень. Он касается значения самообразования и самовоспитания в жизни человека. При этом учитель может разъяснить определения понятий «самообразование» и «самовоспитание», представленных в ГОСО РК по самопознанию.

Самообразование – приобретение знаний, навыков путем самосотоятельных занятий, практического опыта.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность личности, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных, совершаемая посредством самопознания, самоанализа, самооценки и самоконтроля.

Вопрос 2 не вызовет затруднений у учащихся. В вопросах 1, 3, 4 заключена возможность осознать важность само­совершенствования в обретении веры в себя, а также осознать, что укрепление веры в себя связано с определением перспектив саморазвития.

В завершении данного этапа урока учитель предлагает учащимся прочитать и осмыслить текст, представленный в рубрике учебника «Обращаем внимание», что послужит обобщением данного этапа урока.

Самовоспитание и самообразование укрепляют веру человека в себя.

Самовоспитание и самообразование осуществляются не только через обучение, чтение, просмотр познавательных передач, знакомство с произведениями искусства, различные виды полезной деятельности, но и через общение с интересными людьми, собственные размышления.

Задание

Для дальнейшего развития представлений учащихся о роли и значении веры в себя предлагается выполнить следующее задание в учебнике.

Прочитайте отрывок из воспоминаний французского философа Мармонтеля. Ответьте на вопросы: что даёт человеку общение с интересными людьми? как это влияет на процесс самовоспитания и самообразования?

Какая это была школа для меня – длившееся два года ежедневное общение с двумя самыми просвещёнными людьми своего времени, чьей дружбы я был удостоен! Беседы, которые вели Вольтер и Вовенарг, блистали неслыханным богатством и плодотворностью мыслей; первый был неистощим по части интереснейших фактов и глубоких прозрений, второй отличался обаятельным, полным изящества и мудрости красноречием. И сколько ни с чем не сравнимой мягкости, терпимости и остроумия вносили они в свои споры! Но особенно пленяло меня, с одной стороны, почтение Вовенарга к гению Вольтера, а с другой – нежное восхищение Вольтера добродетелями Вовенарга: они не льстили друг другу, не опускались до угодливых восхвалений, нен шли на лицемерные уступки и ещё больше вырастали в моих глазах благодаря той свободе, с которой излагали свои мысли, при том что они нисколько не нарушали гармоничного согласия их взаимной приязни.

Комментируя ответы учащихся, учитель замечает, что общение с интересными людьми обогащает человека не только новыми знаниями, но и развивает его духовно, являет пример общения, манеры ведения разговора, умения слушать собе­седника, то есть даёт представление о культуре человеческих взаимоотношений. Умный, интеллектуально развитый, образо­ванный человек задаёт высокую планку тому, с кем он общается, и способствует поддержанию в нём потребности к духовному росту.

Резюме

Обобщением всего сказанного на уроке, является вывод, представленный в рубрике «Обращаем внимание».

Тот, кто верит в себя и сознательно стремится к самосовершенствованию, способен добиться успехов во многих начинаниях, достичь поставленной цели.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить творческое задание, представленное в учебнике.

Напишите рассказ о человеке, общение с которым благотворно влияет на вас.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает всех войти в круг и взяться за руки, а затем читает стихотворение Э. Балашова.

Эдуард Балашов

К вершинам духом поднимись.

Твой первый шаг – живая мысль.

Войди в молчание немого.

Твой шаг второй – живое слово.

Посей – пожнёшь плоды свои умело,

Твой третий шаг – живое дело.

Четвёртый шаг на свете этом –

Твой первый там, где станешь светом.

В стихотворении образно представлены шаги человека на пути самосовершенствования. Учитель обращает внимание на выражения: «живая мысль», «живое слово», «живое дело». Это подтверждает цель самопознания о единстве мыслей, слов и поступков. Идея становления личности заключена в последней строфе. Стать светом – это выполнить своё предназначение на Земле.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание