Цели: развивать умение правильно ставить вопрос к слову, распознавать слова по вопросу и значению; правильно употреблять слова в речи, составлять словосочетания из слова, обозначающего предмет, и слова, обозначающего признак предмета.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какую загадку про морковь вы составили или вспомнили?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: я, и, к, з, н, а, м, л, е.
– На какие две группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)
– Напишите группу согласных, соединив все буквы в цепочку.
кзнмл…
– Подчеркните лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ. (Лишняя буква – к, она обозначает глухой согласный звук, все остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.)
– Напишите группу гласных на следующей строчке.
яиае…
– Подчеркните лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ. (Лишняя буква – а, если она стоит после согласного звука, то он произносится твердо, все остальные буквы – показатели мягкости согласных звуков.)
– Продолжите каждую цепочку до конца строчки, буквы в цепочках можно менять местами.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово можно составить из рассыпанных букв? (Земляника.)
Если дети не смогут собрать слово, учитель может загадать загадку:
Я капелька лета Кто любит меня,
На тоненькой ножке, Тот и рад поклониться.
Плетут для меня И имя дала мне
Кузовки и лукошки. Родная землица.
Ю. Кушак
– Найдите это слово в орфографическом словаре. Напишите его, определите СУО.
Землянъка
– Что такое земляника? (1) Земляника – растение с белыми цветками, дающее душистые плоды розовато-красного цвета. 2) Душистые, сладкие или кисло-сладкие ягоды этого растения.)
– А какая бывает земляника?
Дети записывают словосочетания: спелая земляника, душистая земляника, сочная земляника, вкусная земляника, крупная земляника.
– Подчеркните в словосочетаниях волнистой линией слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные).
На доске записано предложение, в котором пропущен глагол:
На лесной полянке … земляника.
– Как вы думаете, какое слово пропущено в предложении? (Красуется, растет, алеет, краснеет, цветет, зреет…)
– На какой вопрос отвечает это слово? Что оно обозначает?
– Запишите предложение, вставьте пропущенный глагол. Подчеркните главные члены предложения.
– А какое словарное слово вам встретилось в домашнем упражнении? (Горох.)
– Запишите это слово, определите его СУО.
горух
– Какой бывает горох? (Хороший, мелкий, ранний, зеленый, вкусный, сладкий.)
– Что вы сейчас назвали? (Мы назвали признаки предмета.)
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов? (Какой? какая? какое? какие?)
– Запишите предложение под диктовку.
Ранний горох над грядкой распустил усы.
– Найдите слово, обозначающее признак предмета, поставьте к нему вопрос и подчеркните волнистой линией.
– Какое слово обозначает действие предмета?
– На какой вопрос оно отвечает?
– Подчеркните это слово двумя линиями.
– Когда так говорят: как об стенку горох? (Ничего не действует на кого-либо.)
Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Дети, сидя за партами, выполняют движения пальчиками поочередно, начиная с большого.
V. Наблюдение над употреблением в предложениях слов, обозначающих признаки предметов и их действия.
1. Сравнение текстов с именами прилагательными и без них. (Упр. 22.)
2. Дополнение предложений подходящими по смыслу глаголами. (Упр. 23.)
VI. Итог урока.
– На какие вопросы отвечают прилагательные?
– На какие вопросы отвечают глаголы?
Домашнее задание. Упражнение 24.