Урок 6. ТОЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ДЕЙСТВИЯ И ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

0
1051
схемы

Цели: развивать умение правильно ставить вопрос к слову, распознавать слова по вопросу и значению; правильно употреблять слова в речи, составлять словосочетания из слова, обозначающего предмет, и слова, обозначающего признак предмета.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какую загадку про морковь вы составили или вспомнили?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: я, и, к, з, н, а, м, л, е.

– На какие две группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)

– Напишите группу согласных, соединив все буквы в цепочку.

кзнмл…

– Подчеркните лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ. (Лишняя буква – к, она обозначает глухой согласный звук, все остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.)

– Напишите группу гласных на следующей строчке.

яиае…

– Подчеркните лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ. (Лишняя буква – а, если она стоит после согласного звука, то он произносится твердо, все остальные буквы – показатели мягкости согласных звуков.)

– Продолжите каждую цепочку до конца строчки, буквы в цепочках можно менять местами.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Какое слово можно составить из рассыпанных букв? (Земляника.)

Если дети не смогут собрать слово, учитель может загадать загадку:

Я капелька лета Кто любит меня,

На тоненькой ножке, Тот и рад поклониться.

Плетут для меня И имя дала мне

Кузовки и лукошки. Родная землица.

Ю. Кушак

– Найдите это слово в орфографическом словаре. Напишите его, определите СУО.

Землянъка

– Что такое земляника? (1) Земляника – растение с белыми цветками, дающее душистые плоды розовато-красного цвета. 2) Душистые, сладкие или кисло-сладкие ягоды этого растения.)

– А какая бывает земляника?

Дети записывают словосочетания: спелая земляника, душистая земляника, сочная земляника, вкусная земляника, крупная земляника.

– Подчеркните в словосочетаниях волнистой линией слова, обозначающие признаки предметов (прилагательные).

На доске записано предложение, в котором пропущен глагол:

На лесной полянке … земляника.

– Как вы думаете, какое слово пропущено в предложении? (Красуется, растет, алеет, краснеет, цветет, зреет…)

– На какой вопрос отвечает это слово? Что оно обозначает?

– Запишите предложение, вставьте пропущенный глагол. Подчеркните главные члены предложения.

– А какое словарное слово вам встретилось в домашнем упражнении? (Горох.)

– Запишите это слово, определите его СУО.

горух

– Какой бывает горох? (Хороший, мелкий, ранний, зеленый, вкусный, сладкий.)

– Что вы сейчас назвали? (Мы назвали признаки предмета.)

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов? (Какой? какая? какое? какие?)

– Запишите предложение под диктовку.

Ранний горох над грядкой распустил усы.

– Найдите слово, обозначающее признак предмета, поставьте к нему вопрос и подчеркните волнистой линией.

– Какое слово обозначает действие предмета?

– На какой вопрос оно отвечает?

– Подчеркните это слово двумя линиями.

– Когда так говорят: как об стенку горох? (Ничего не действует на кого-либо.)

Пошли пальчики гулять,

А вторые – догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Дети, сидя за партами, выполняют движения пальчиками поочередно, начиная с большого.

V. Наблюдение над употреблением в предложениях слов, обозначающих признаки предметов и их действия.

1. Сравнение текстов с именами прилагательными и без них. (Упр. 22.)

2. Дополнение предложений подходящими по смыслу глаголами. (Упр. 23.)

VI. Итог урока.

– На какие вопросы отвечают прилагательные?

– На какие вопросы отвечают глаголы?

Домашнее задание. Упражнение 24.