Урок 6 Тема: «Учусь жить по правилам»

0
40
Казахстан

Цель урока: сформировать у учащихся представление о важности и необходимости соблюдения нравственных норм в жизнедеятельности; развивать у детей потребность придерживаться нравственных принципов в поведении.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение, практическая работа.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».

Круг радости

Учитель и дети приветствуют друг друга словами, улыбкой; хором, громко проговаривают:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил!

Упражнение «Планета единства»

Дети делятся на группы и представляют, что все они – жители волшебной страны Единства, живущие по законам любви, добра и милосердия. Им нужно выработать такие нравственные правила, чтобы:

– на планете никто не грустил, не обижался, не страдал;

– планета утопала в цветах;

– жители планеты не болели;

– дети любили ходить в школу;

– на планете не было голода, страха;

– на планете было много книг и разных детских развлечений (и т.д.).

Учитель записывает ответы на доске. Затем обращает внимание детей на записи .

– Давайте еще раз вместе прочитаем, по каким нравственным правилам живут жители страны, нашего класса?

– Чем вам интересны эти правила?

– А по каким нравственным правилам живут жители Земли, нашей страны, ваши семьи?

Размышления детей.

Для закрепления представления детей о важности и необходимости соблюдения норм, правил в жизни человеческого общества рекомендуется провести упражнение.

Упражнение «Город помощи»

Дети создают новые группы и представляют, что они попали в город, где все люди помогают друг другу.

Как поступят жители этого города, если:

кто-то из них потерял деньги;

у кого-то из них заболел друг;

кто-то из них заблудился в лесу;

кто-то из них встретил плачущего ребенка (и т.д.).

Каждая группа придумывает небольшую инсценировку по ситуациям, показывает ее, обосновывает необходимость принятого решения.

Побеседуем

Учитель акцентирует внимание детей на следующих положениях:

Ч еловек – это самое разумное существо во Вселенной.

Вселенная – это мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный.

Человек не существует во Вселенной сам по себе. Он тесно связан с миром, который его окружает. И поэтому он должен научиться жить в гармонии с миром, который развивается по определенным законам.

Важное место в жизнедеятельности людей отводится нравственным правилам, принципам, которые объясняют человеку, как и какие поступки необходимо совершать; как следует относиться к людям, общаться с ними.

Нравственные правила и принципы учат правильно ориентироваться в окружающем мире и вводят запреты на недопустимые и нежелательные действия.

Работа с хрестоматией

Ы. Алтынсарин. «Р ассказ»

Как-то в один прекрасный день на одной из улиц стояли и беседовали учёный и богач. Проходящий мимо них бедняк уважительно поздоровался с ними и низко поклонился. На что учёный также ответил взаимным приветом бедняку и в ответном поклоне согнулся еще ниже, чем бедняк.

Удивлённый богач спросил ученого:

– Вы, такой образованный человек, а так сильно раскланиваетесь перед каким-то малограмотным бедняком?

На это учёный ответил богатому:

– Если уж такой малограмотный человек своим приветствием показывает своё воспитание, то тогда я, считающий себя образованным человеком, должен своим ещё более низким поклоном показать ему свою образованность.

– Что вы можете сказать о героях этого рассказа?

– Почему с образованными людьми приятно общаться и находиться рядом?

Размышления детей.

Работа в тетради

Выполните в тетради задание 1. Приведите примеры нравственных и безнравственных поступков и запишите их в соответствующих колонках.


Нравственно

Безнравственно

помогать товарищу

бросать товарища в беде

быть честным

лгать…

По итогам выполненной работы дети по желанию делятся своими мнениями.

Домашнее задание

В хрестоматии прочитайте рассказ В. Голявкина «Совесть».

Круг «От сердца к сердцу»

Урок завершается подведением итогов. Учитель и дети высказывают свои суждения о самом важном, что запомнилось им на занятии.

Самопознание, поурочные планы для 4 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь