Цель урока: сформировать у учащихся представление о важности и необходимости соблюдения нравственных норм в жизнедеятельности; развивать у детей потребность придерживаться нравственных принципов в поведении.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница».
Круг радости
Учитель и дети приветствуют друг друга словами, улыбкой; хором, громко проговаривают:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил!
Упражнение «Планета единства»
Дети делятся на группы и представляют, что все они – жители волшебной страны Единства, живущие по законам любви, добра и милосердия. Им нужно выработать такие нравственные правила, чтобы:
– на планете никто не грустил, не обижался, не страдал;
– планета утопала в цветах;
– жители планеты не болели;
– дети любили ходить в школу;
– на планете не было голода, страха;
– на планете было много книг и разных детских развлечений (и т.д.).
Учитель записывает ответы на доске. Затем обращает внимание детей на записи .
– Давайте еще раз вместе прочитаем, по каким нравственным правилам живут жители страны, нашего класса?
– Чем вам интересны эти правила?
– А по каким нравственным правилам живут жители Земли, нашей страны, ваши семьи?
Размышления детей.
Для закрепления представления детей о важности и необходимости соблюдения норм, правил в жизни человеческого общества рекомендуется провести упражнение.
Упражнение «Город помощи»
Дети создают новые группы и представляют, что они попали в город, где все люди помогают друг другу.
Как поступят жители этого города, если:
кто-то из них потерял деньги;
у кого-то из них заболел друг;
кто-то из них заблудился в лесу;
кто-то из них встретил плачущего ребенка (и т.д.).
Каждая группа придумывает небольшую инсценировку по ситуациям, показывает ее, обосновывает необходимость принятого решения.
Побеседуем
Учитель акцентирует внимание детей на следующих положениях:
Ч еловек – это самое разумное существо во Вселенной.
Вселенная – это мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный.
Человек не существует во Вселенной сам по себе. Он тесно связан с миром, который его окружает. И поэтому он должен научиться жить в гармонии с миром, который развивается по определенным законам.
Важное место в жизнедеятельности людей отводится нравственным правилам, принципам, которые объясняют человеку, как и какие поступки необходимо совершать; как следует относиться к людям, общаться с ними.
Нравственные правила и принципы учат правильно ориентироваться в окружающем мире и вводят запреты на недопустимые и нежелательные действия.
Работа с хрестоматией
Ы. Алтынсарин. «Р ассказ»
Как-то в один прекрасный день на одной из улиц стояли и беседовали учёный и богач. Проходящий мимо них бедняк уважительно поздоровался с ними и низко поклонился. На что учёный также ответил взаимным приветом бедняку и в ответном поклоне согнулся еще ниже, чем бедняк.
Удивлённый богач спросил ученого:
– Вы, такой образованный человек, а так сильно раскланиваетесь перед каким-то малограмотным бедняком?
На это учёный ответил богатому:
– Если уж такой малограмотный человек своим приветствием показывает своё воспитание, то тогда я, считающий себя образованным человеком, должен своим ещё более низким поклоном показать ему свою образованность.
– Что вы можете сказать о героях этого рассказа?
– Почему с образованными людьми приятно общаться и находиться рядом?
Размышления детей.
Работа в тетради
Выполните в тетради задание 1. Приведите примеры нравственных и безнравственных поступков и запишите их в соответствующих колонках.
Нравственно |
Безнравственно |
помогать товарищу |
бросать товарища в беде |
быть честным |
лгать… |
По итогам выполненной работы дети по желанию делятся своими мнениями.
Домашнее задание
В хрестоматии прочитайте рассказ В. Голявкина «Совесть».
Круг «От сердца к сердцу»
Урок завершается подведением итогов. Учитель и дети высказывают свои суждения о самом важном, что запомнилось им на занятии.