Урок 6 Тема: Будни и праздники семьи

0
7
window

Цели урока:

привитие учащимся представлений о положительной роли будней и праздников семьи в создании гармоничного дома;

привитие детям элементарных умений решать простые семейные проблемы, превращая будни семьи в праздники семьи.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», листы бумаги, цветные карандаши.

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, мои юные друзья! Сегодня мы с вами будем говорить о буднях и праздниках семьи. Встаньте, пожалуйста в круг радости. Давайте прикоснемся ладонями с соседями по кругу и пожелаем им то, что позволит нам дружно жить с родными и близкими. Учитель: «Толя, всегда прислушивайся к советам старших людей», Толя: «Аксулу, чаще предлагай свою помощь бабушке» и т.д.

2. Поговорим

Попробуйте ответить на вопрос: что тебе дороже всего в доме? Хорошее настроение, не правда ли? Очень неприятно, когда дома тоскливо и уныло, когда в нем царят беспорядок и неразбериха, когда все озлоблены и невежливы друг с другом и все ходят мрачные и надутые. Но ведь хорошее настроение, добрые и сердечные взаимоотношения всех живущих под одной крышей не падают с неба. Как вы думаете, от кого и от чего зависит погода в доме?

3. Чтение произведения. А.Вестли «Маленький гость – большое событие»

– Почему к нам никогда не приходят гости? – спросил однажды Мадс. – Вчера я был в гостях у одного мальчи­ка, его зовут Сигурд, нас угощали всякими вкусны­ми вещами, и там, кроме меня, было ещё шесть мальчиков.

– Ага, – сказал папа. – Это, конечно, приятно. А что, у Сигурда много братьев и сестёр?

– Да нет, он один. Знаешь, как он мне завидует, что нас так много.

– А Сигурд с папой и мамой тоже живут в одной ком­нате, как мы? – спросила Марта.

– Нет, что ты! У них столько комнат, что я даже не мог сосчитать. А у Сигурда своя отдельная комната.

– Тебе было весело у него? – спросила мама. Мадс был таким тихим и странным, что мама никак не могла по­нять, что с ним творится.

– Да–а, – ответил Мадс, – только там был один очень противный мальчик.

– А что он сделал? – спросила мама.

– Да он всё время говорил о нас вслух, а потом он крикнул мне…

– Что он крикнул? – поинтересовалась Мона.

– Он крикнул: «А правда, что вы ночью спите на полу на матрасах?»

– Ну а ты? – спросила Мона; она покраснела до корней волос от возмущения, что какой-то мальчишка хотел обидеть Мадса.

– А я сказал, что это было давно, уже пять дней назад, и рассказал, конечно, какие нам сделали кровати. А Сигурд – он очень хороший, – он сказал, что ему очень хотелось бы когда-нибудь прийти к нам. Но ведь у нас ни­когда не бывает гостей, так что я даже не знаю.

– Мы сами у себя гости, вон как нас всегда много, ­сказал папа. – Ну хорошо, завтра у нас по-настоящему будут гости. Мы пригласим Сигурда. Нас будет девять детей и двое взрослых. Я думаю, будет неплохо.

Мама взглянула на него.

– Я испеку булочек и пирожков, – сказала она.

– Недурно, – сказал папа.

На другой день папа, мама и дети – все были немного взволнованы, ведь к ним должен, был прийти гость.

В школе на первой же перемене Мадс подошёл к Сигурду и пригласил его на сегодня к ним в гости. Лицо Сигурда расплылось в широкой улыбке.

– Я – с радостью! У тебя день рождения?

– Да нет, просто у нас сегодня праздник.

– Спасибо, я приду.

В этот день папа с грузовиком вернулся с работы пораньше. Он очень спешил. Сначала он вихрем умчался из дома и купил длинный канат и несколько мотков верёвки. Потом спустился в подвал и там столярничал, потом снова прибежал наверх и что-то натягивал и стучал в комнате.

Мама заглянула, к нему из кухни:

– Ну как, отец, ты, кажется, что-то затеял?

– Подожди, – ответил папа; он стоял на табуретке и подвешивал к потолку старый колокольчик. – Видишь ли, я хочу, чтобы моим детям жилось так же весело, как всем остальным. И я подумал, что ведь и правда мы ни разу не устраивали для детей детского праздника. Послу­шай, мать, не хочешь ли ты сегодня быть матросом? А я буду капитаном.

Мама молча с изумлением смотрела на него, она ничего не понимала.

– Погляди, – сказал папа, – вот мои старые матрос­ские брюки. Я слишком растолстел, на меня они не налезут, а тебе они в самый раз. А вот и бескозырка. Надень мою белую рубашку, и ты будешь превосходным матросом.

Мама с испугом смотрела на него.

– Слушай команду капитана! – вдруг закричал папа громовым голосом.

– Есть, капитан! – ответила мама и исчезла на кухне, схватив в охапку все эти странные вещи. И чёрез две минуты перед папой стоял бойкий моряк.

В тот день, сразу после обеда, старшие ушли гулять с малышами, чтобы папа и мама могли спокойно всё приго­товить к приходу гостя.

Наконец, детям пришло время возвращаться с прогул­ки. Им уже не терпелось посмотреть, что придумали мама с папой. В воротах дома они встретили Сигурда. На нём был надет красивый матросский костюм.

В окне показался папа и закричал:

– Поднимайтесь, поднимайтесь скорей по трапу, корабль готов к отплытию!

И три раза пробили склянки. Дети бросились наверх, папа и мама стояли по обеим сторонам двери.

Сигурда пропустили первым, ведь он был гость. Он вежливо поклонился и пожал руки папе с мамой.

– Добро пожаловать на борт нашей шхуны! – привет­ствовал его папа. – Молодец, что пришёл в матроске, значит, у нас сегодня будут два матроса.

А все дети стояли у двери и, раскрыв от изумления рты, уставились на маму. Обычно мама всегда носила полосатое платье, и теперь в брюках и бескозырке дети с трудом узнали её.

– Поднимайтесь, – сказал папа. – Сейчас уберём сходни!

Дети увидели, что на пороге лежала большая гладильная доска. Чтобы попасть на корабль, надо было пройти по этой доске.

– Так, – сказал папа, – все на борту? А ну, Мадс, убрать сходни! Сигурд, поднять якоря!

Один конец каната папа привязал к дверной ручке, дру­гой спустил вниз по лестнице. Мадс убрал сходни, Сигурд, споткнувшись, бросился к канату и вытянул его наверх.

Когда всё было в порядке, папа сказал:

– А теперь все марш на палубу! Мы позовём вас, как только еда будет готова.

Когда ребята вошли в комнату, которую называли спальней, они ещё раз застыли от удивления. Здесь всё было переделано. Кровати были застелены, как койки в матросском кубрике. Под потолком висел громадный парус. Папа сметал его из всех восьми детских простыней.

Кроме того, папа прикрепил к потолку три кольца, через них он пропустил бечёвку, концы которой свисали до пола.

– Это подъёмный кран, – сказал папа. – Сейчас он начнёт работать.

Конечно, поднялся шум, но теперь никто не боялся, потому что мама предупредила Нижнюю Хюльду, что у них будет детский праздник, и Хюльда обещала после обеда пойти погулять.

Сигурд и Мадс работали на подъёмном кране, они под­нимали и опускали стулья. Мона попробовала поднять стол, но он оказался слишком тяжёлый. Мартин скатал большой лист бумаги, и у него получился бинокль.

Он стоял у окна и кричал:

– Впереди шхеры! Право руля!

Марта и Марен были официантами, они ходили с подносами, на которых стояли стаканы с газированной водой, а папа некоторое время был даже корабельным псом. Мил­ли и Мина сидели на своих кроватках и правили кораб­лём. Малышка Мортен тоже правил кораблём, но он гово­рил только:

– Впелёд, ту-ту!

Ведь он не понимал, что они уже давно покинули гавань и находятся в открытом море. Вдруг мама крикнула:

– Кто хочет есть, марш в кают–компанию!

Есть, конечно, хотели все, и все побежали на кухню. Там, на длинном кухонном столе, стояло блюдо с аппетит­ными бутербродами и свежими пончиками.

Мама со своей чашкой кофе уселась на верхней ступеньке стремянки. Ей очень нравилось быть матросом, она сидела выше всех, болтала ногами и смеялась так, что чуть не свалилась.

Папа сидел на полу и старался удержать чашку с блюд­цем на трёх пальцах. Когда все наелись, снова пошли играть на палубу.

Папа пошёл вместе с детьми и рассказывал им всякие морские истории ещё тех времён, когда он сам был моря­ком. Потом он научил детей вязать морские узлы.

Время прошло очень быстро, вдруг папа приставил руки ко рту и загудел, как настоящий пароход.

– На горизонте земля! – закричал он.

– А куда мы приплыли? – спросила Мона.

– Домой, в Норвегию, – ответил папа. – Вот пристань. Тебе здесь выходить, Сигурд.

Гладильная доска вновь была положена одним концом на порог. Сигурд осторожно прошёл по ней, спустился по лестнице и вышел на улицу. Там он обернулся и посмот­рел на окно, где стояли папа, мама и все восемь детей и махали ему белыми носовыми платками, как будто они и правда находились на борту настоящего парохода, гото­вого отойти от пристани.

Не сразу удалось им привести дом в порядок после дет­ского праздника. Но наконец всё было убрано, простыни вернулись на свои места, и дети могли лечь спать.

На другой день Сигурд на школьном дворе рассказывал всем товарищам о весёлом празднике. Противный маль­чишка, который старался обидеть Мадса, когда они были в гостях у Сигурда, сразу же вмешался и сказал:

– Какое там у вас может быть веселье, если у вас и повернуться-то негде!

– Уж поверь мне, что было очень весело, – возразил ему Сигурд. – Это был самый весёлый праздник, на каком мне приходилось бывать.

А Мадс стоял и радовался: всё-таки здорово, что и у них дома был детский праздник!

О чем это произведение?

Какие чувства и настроения навевает оно?

А какой детский праздник проходит у вас дома? (Ответы детей).

4. Игра «Сочувственные слова»

Учитель просит детей перечислить какие-либо сочувственные слова или выражения. Все перечисленные слова записываются на доску. Предлагается детям внимательно посмотреть на своих друзей и подумать, кто из них нуждается в сочувствии. Затем дети на листочках выражают свое сочувствие кому-либо из класса, не подписывая своего имени. Например: «Вася, ты зря расстроился, когда получил двойку, ты способный и быстро ее исправишь». Педагог собирает все листочки и раздает их адресатам. Затем учитель вместе с детьми обсуждает, нужны ли людям слова сочувствия.

Если кто-то плачет, падает, ушибается или болеет, сочувствуете ли вы этому человеку?

Что вы испытываете, когда вам сочувствуют или, наоборот, не сочувствуют?

Кто в вашей семье вам больше всего сочувствует, когда вам плохо?

Кто в вашей семье больше всего нуждается в сочувствии и почему? (Ответы детей).

5. Чтение советов «Доброе утро, солнышко!»

Молодцы, ребята! Спасибо вам за ваши интересные ответы и мысли.

А вы знаете, что добрые слова – это пароли, которые очень вам пригодятся в семье, в школе, в жизни.

Добрые слова украшают будни и праздники вашей семьи. Ведь не зря написано:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» – я кричу.

«Добрый день!» – кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Давайте будем помнить о том, что

Утром принято здороваться со всеми членами семьи. Не буркнуть что-то непонятное, а сказать приветливо, с улыбкой: «Доброе утро, мамочка!» Вот попробуйте скажите своей младшей сестренке: «Доброе утро, солнышко!» Если она удивится, значит, вы её порадовали.

Следует осведомиться о здоровье и настроении старших в семье: «Как спалось, бабушка?», «Доброе утро, дедушка, как твое настроение?»

Если в доме кто-то не выходит к завтраку по причине недомогания, но вы знаете, что он не спит, постучав, зайдите в комнату, справьтесь о здоровье, скажите пару ласковых и тёплых слов. Не убегайте «молчком», как бы вы не спешили по своим делам.

Уходя из дома после завтрака, не забудьте сказать добрые слова на прощание. Обязательно расскажите о своих планах на день.

Если вы уже дома, постарайтесь с улыбкой, приветливо встретить только пришедшего домой члена семьи. Проявите участие, если видите, что кто-то расстроен либо озабочен.

Начав день с ласковой и теплой фразы «Доброе утро!», не забудьте о не менее ласковых словах: «Спокойной ночи, моя семья!»

Трудно ли выполнять эти советы?

А какие еще советы вы знаете? (Ответы детей).

6. Творим в тетради

На страничках «помощницы» выполните Задание 1. Внимательно прочитайте это задание. (Дети творят в тетради. Затем по желанию рассказывают о выполненном задании).

Очень хорошо, дети. Мы продолжаем работать в тетради. На странице 25 есть очень забавное стихотворение, которое называется «Очень-очень вкусный пирог». Прочитайте его внимательно, выразительно. Вы заметили, в чём заключается секрет этого стихотворения? (Ответы детей).

Чтобы найти этот секрет, вам нужно прочитать задание и выполнить его (Задание 3). Подскажите авторам стихотворения Д.Хармсу и Н.Гернету нужное словечко. Впишите его в пустые строчки. (Дети выполняют задание. Затем читают свои авторские варианты).

7. Домашнее задание

Дома на страничке своей «помощницы» выполните Задание 2 и Задание 4.

8. Круг «От сердца к сердцу»

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Вам удалось из простого, будничного дня сотворить настоящий праздник. Я от всего сердца хотела бы пожелать вам, чтобы в вашей семье была хорошая погода, чтобы было больше праздников, чем будней. А что пожелаете вы мне и своим друзьям? Дети по кругу высказывают свои пожелания.

9. Потенциал. Творчество детей. Сочиняем сказку «Волшебный эликсир»

Придумайте рецепт волшебного «Эликсира помощи» для тех, кто нуждается в вашем сочувствии. Например: для вашей бабушки, для больного братишки или сестренки, бездомного котенка и т. д.

Самопознание, поурочные планы для 3 класса

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь