Урок 6. Социальное познание

0
10
информатика

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

JI.H. Толстой

Цели: ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формировать культуру диалога и коммуникативнуюй компетенцию.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему урока.)

Тема сегодняшнего занятия завершает рассмотрение форм и способов познания окружающей действительности. Главная задача урока – не только уяснить особенности социального познания, но и систематизировать основные понятия модуля (содержательной линии) «Познание», чтобы успешно справиться с контрольным тестированием.

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Особенности социального познания.

2. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

3. Социальные факты: сущность, интерпретация и оценка.

II. Проверка домашнего задания

(Учитель анализирует эссе и организует беседу на основе выявленных ошибок.

Можно провести классический опрос по вопросам учебника (учебник Кравченко: с. 15; учебник Боголюбова: с. 138).)

III. Изучение нового материала

1. Особенности социального познания

(Если учитель работает по учебнику Боголюбова, организуется самостоятельная работа учащихся по § 12 и дальнейшее обсуждение на основе вопросов для самопроверки.

Если учитель работает по учебнику Кравченко, изучение нового материала строится на основе рассказа учителя с элементами беседы.)

Заполните сравнительную таблицу по следующим параметрам: предмет, цели изучения, методы изучения, позиция исследователя и ее влияние на результат.

Параметры

Естествознание

Обществознание

1. Предмет изучения

Природа и человек в ней

Общество и человек в нем

2. Цели изучения

Получение достоверных знаний о явлениях и процессах в живой и неживой природе, раскрытие объективных законов ее развития, расширение знаний о биологической природе человека

Получение достоверных знаний об обществе на основе закономерностей и тенденций его развития, о социальной сущности человека, процессе его социализации

3. Методы изучения

Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ, моделирование опыта и др.

Наблюдение, анализ документов, реконструкция прошлого, социологические опросы и др.

4. Позиция исследователя, ее влияние на результат

Результат изучения носит объективный характер, а приборы и оборудование играют вспомогательную роль

Позиция исследователя очень важна, так как в оценках он опирается на собственный социальный опыт и часто вынужден учитывать интересы общности, к которой принадлежит

Можно выделить несколько особенностей социального познания.

1. Совпадают субъект и объект познания. Большинство научных положений естествознания не затрагивают интересы различных групп общества, а выводы социальных наук, обществоведения всегда непосредственно ориентированы на те или иные общественные силы, что оказывает влияние на позиции ученых-обществоведов. Например, оценка итогов второй мировой войны в бывших советских республиках Прибалтики. Для россиян – это разгром фашизма и освобождение мира от угрозы коричневой чумы. Для политиков в угоду националистическим настроениям – это оккупация. Отсюда и перенос памятников советским воинам, марши бывших эсесовцев, отсутствие первых лиц на официальных мероприятиях, посвященных победе.

2. На развитие общества оказывает влияние совокупность многообразных факторов. Общественные процессы невозможно повторить, продублировать. Даже если они обозначаются одним понятием, содержание процесса различное. Например, революция. Революций в мире было очень много, но среди них невозможно найти совпадающих по своему ходу. В общественных процессах действуют люди, наделенные своими достоинствами и недостатками. И чаще всего люди скрывают истинные мотивы своих деяний.

3. Ограниченность методов социального познания. Например, невозможно использовать метод наблюдения для изучения прошлого. Изредка в прессе появляются сообщения об обнаружении ранее неизвестного племени, ведущего первобытный образ жизни. Как только там появляются этнографы и другие специалисты, в жизни племени начинаются необратимые изменения под влиянием цивилизации. Для получения объективной истины общественные науки используют специфические методы. «Царицей наук» называют социологию. Она занимается проблемами социальных отношений, т. е. всего того, что происходит в процессе взаимодействия людей друг с другом. Самой популярной наукой является история.

2. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

В основе конкретно-исторического подхода лежат три принципа познания социальных явлений:

1) рассматривать социальную действительность в развитии (предыстория события, как возникает, видоизменение, этапы и т. п.);

2) изучать общественные явления в многообразных связях;

3) выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях.

(Далее учитель в беседе с учащимися разбирает эти принципы на конкретном историческом событии.)

3. Социальные факты: сущность, интерпретация и оценка

– Понятие «социальный факт» имеет несколько значений: 1) это событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; 2) знание о событии, которое включено в совокупные научные знания об обществе и зафиксировано каким-либо способом. В этом случае социальный факт становится научным фактом.

Существует три вида социальных фактов:

1) деяния отдельного человека, малых или больших социальных групп (например, переход Суворова через Альпы);

2) продукты человеческой деятельности – материальные и духовные (например, Красная площадь, храм Василия Блаженного);

3) вербальные (словесные) действия – мнения, суждения, оценки, например, крылатые выражения и афоризмы, произнесенные конкретным человеком (например, Сенека заявил: «Жизнь подобна сказке: неважно, насколько длинна, важно, насколько она прекрасна»).

Однако не всякий социальный факт признается научным. Это возможно при соблюдении следующих условий: отобрать и систематизировать факты; интерпретировать их, т. е. истолковать, обобщить, объяснить на основе законов и закономерностей общественного развития. При этом крайне важно объективно использовать методы сравнения и аналогии, учет исторического опыта.

IV. Закрепление изученного материала

В стране произошла смена правительства. Что это – правительственный кризис, замена одного состава правительства другим по существующему закону, революция, государственный переворот?

– Подумайте, какие факты должен принять во внимание исследователь, чтобы объяснить случившееся. (Исследователь должен учитывать следующее: каким было положение в стране накануне смены правительства; требовали ли какие-либо общественные силы отставки правительства; происходили ли парламентские выборы; какая в этом государстве форма правления и, соответственно, порядок формирования правительства; перед каким высшим законодательным органом ответственно правительство; как изменился персональный и партийный состав правительства; отличается ли программа нового правительства и чем.)

– Выполните тестовые задания.

Тест

1. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Отличительным признаком социального познания является использование научных понятий.

Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Социальное познание не использует метод моделирования.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения об общественных науках?

А. Социальную структуру общества, взаимосвязь сфер общественной жизни изучает социальная психология.

Б. Основными категориями эстетики являются «добро», «зло», «нравственный выбор».

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

Ответы: 1 б, 2 г, 3 г.

(Учитель подводит итог урока.)

Домашнее задание

1. Учебник Боголюбова: § 12, задание 7.

2. В учебнике Кравченко параграфа нет. Выучить записи в тетради.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь