Эпиграф к уроку:
Нет ничего более определенного, чем слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе.
Иоганн Гердер – немецкий мыслитель
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать четкое представление учащихся о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.
Учащиеся должны знать, что:
понятие «культура» не однозначно;
культура развивалась в пространстве и во времени;
существует культура внутренняя и внешняя;
одним из проявлений культуры человека является культура общения.
Учащиеся должны понимать, что такое:
культура;
ценности культуры;
внутренняя культура;
культура внешняя;
культура общения.
Учащиеся должны уметь:
определять, что включает в себя понятие «культура»;
объяснять основные понятия;
высказывать свою точку зрения;
анализировать высказывания.
Ход урока
Опрос.
Учитель проверяет, как усвоено домашнее задание. Учащиеся отвечают на вопросы 1-4 со с. 26.
Изучение нового материала.
Проанализируйте высказывания и определите тему урока.
«Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт». (Александр. Круглов.)
«Культура начинается с запретов». (Юрий Лотман – российский литературовед, культуролог.)
«Культура – это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме. (Александр Ахлезер – российский ученый-физик.)
«Культура – это память человечества о самом себе». (Алексей Тегин.)
«Есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть – культурой. (Ггоргий Ковальчук.)
«Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в ее продвижении от животного к человеку.
(Александр Круглов.)
Проанализировав высказывания, учитель говорит о том, что сегодня на уроке речь пойдет о культуре и определяет план изучения темы.
ПЛАН
Что такое культура?
Приобщение к культуре.
Задание 1. Запишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «культура».
Если сравнивать определения культуры в различных словарях, трудах философов и ученых, то можно обнаружить существенные различия между ними.
Культура – лат. cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Таким образом, первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу.
В позднеримской империи, а затем в эпоху средневековья понимание культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ними благами цивилизации.
В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. Культура отождествляется с различными областями духовной деятельности: наукой, моралью, искусством, философией, религией.
Философы Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Кант различал культуру умения (способность реализовать цели) и культуру дисциплины (способность ставить осмысленные цели и делать разумный выбор).
В XIX веке в культуре философы видели систему ценностей и идей.
Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее звено самопознания абсолютной идеи.
Шпенглер рассматривал культуру народов как замкнутые, неповторимые организмы, которые прошли в своем развитии следующие стадии: возникновение, расцвет, надлом, упадок, гибель.
Марксистская концепция культуры включает в содержание культуры не только духовную, но и материальную культуру.
Современное понимание культуры: понятие «культура» имеет своим содержанием систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей.
Работы со схемами.
Задание 2. Нарисуйте словесный портрет культурного человека, вписав характеристики в лепестки цветка.
Задание 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае?
Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах
рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»
Задание 4. Прокомментируйте следующие высказывания:
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К. Морли.)
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». (Плутарх.)
Какое значение в общении имеет умение слушать и слышать собеседника?
Тестирование.
На уроке уместно проведение психологических тестов. Материал использован из книги: Тесты и задания по обществознанию: 8 класс основной школы / Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт, Э. Н. Егорова, JI. Ф. Иванова, М. Н. Козлова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 1997.
Насколько вы общительны.
На предлагаемые вопросы постарайтесь ответить: «да», «нет», «иногда».
Вам предстоит рядовая деловая встреча. Выбивает ли она вас из колеи?
Вы откладываете визит к врачу до тех пор, пока вам станет невмоготу?
Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на рабочем совещании, собрании, конференции и т. д.?
Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
Любите ли вы делиться своими переживаниями?
Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой?
Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые взял несколько месяцев назад?
В ресторане либо в столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы?
Оказавшись наедине с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Это так?
Вас приводит в ужас длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь?
Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
У вас есть собственные индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на это счет вы не примете. Так ли это?
Услышав где-либо ошибочные высказывания по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать?
Вызывает ли у вас досаду просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
Вы охотнее излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устной форме?
Теперь полезно оценить ответы. За каждое «да» – 2 очка, «иногда» – 1, «нет» – 0. Подсчитайте общую сумму.
30-32 очка – вы некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Старайтесь быть общительнее.
25-29 очков – вы замкнуты, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равновесия.
19-24 очка – вы общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой.
14-18 очков – вы коммуникабельны, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Но не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков – вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами.
8 очков – общительность «бьет ключом», вы всегда в курсе всех дел. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.
очка – вы говорливы, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны.
Психологическое наблюдение.
Войдите в комнату, где сидит группа людей. Не вмешиваясь в беседу, понаблюдайте за позами. Кто здесь главный? В чем это выражается? Есть ли в комнате люди, сидящие в напряженной позе, чем это вызвано? Определите зону психологической дистанции между собеседниками. (По мнению английского психолога М. Ар- гайле, эти дистанции таковы: до 50 см – интимная, 50-120 – личная, 120-360 см – деловая, более 360 см – общественная дистанция.)
Понаблюдайте за малыми группами, образовавшимися при этом. Из кого они состоят? Кто вне групп? Какими средствами обеспечивается контакт между людьми внутри каждой группы? Понаблюдайте за выражением глаз, за жестами и мимикой. Что за ними стоит, какие эмоции они выражают?
Вот пришел новый человек. Как он здоровается с людьми в комнате? Как себя чувствует: уверенно или нет? Какое место он занимает?
Установление контакта.
Каждому приходится бывать в ситуациях вынужденного общения (например, в купе поезда, на остановке в ожидании автобуса, вдвоем с малознакомым человеком и т. д.).
Как вы ведете себя в подобных случаях?
а) Уходите от общения.
б) Ждете, когда партнер первым начнет разговор.
в) Пытаетесь проявить инициативу.
г) Уверенно вступаете в разговор.
Попробуйте потренироваться в подобного рода контактах. Начните беседу с нейтральных тем. Сориентируйтесь в контактности и настроении собеседника. Попробуйте отыскать взаимоинте- ресную тему, не теряя контакта. В случае потери контакта возвращайтесь к нейтральной теме.
Разыграйте ситуацию в классе. Обсудите тактику участников. Отметьте их достижения.
Психологическая тренировка:
поздоровайтесь с незнакомым человеком;
если вам стыдно за свой поступок, признайте свою вину первым;
похвалите человека за хороший поступок;
поцелуйте руку нравящейся вам девушке;
заговорите первым при встрече с человеком, которого недолюбливаете.
Удалось ли вам справиться с одним, двумя, со всеми заданиями? Что мешало, а что помогало вам в этом?
Умеем ли мы правильно слушать.
Попробуем оценить наше умение слушать.
На листе бумаге ставьте номер вопроса и свою оценку по данному вопросу. Для оценок существует 4-балльная шкала:
– никогда так не поступаю;
– редко поступаю так;
– почти всегда так делаю;
– делаю так всегда.
Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
Слушаю ли я «между строк», особенно беседуя с людьми, в словах которых содержится скрытый смысл?
Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
Повторяю ли я говорящему своими словами сущестпсиные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или когда я недолюбливаю собеседника?
Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда взгляды говорящего отличаются от моих собственных?
Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?
Для обработки необходимо подсчитать сумму получившихся баллов.
32 и более баллов – вы идеальный слушатель.
27-31 балл – вы слушатель выше среднего уровня.
26 баллов – вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.
21 и менее баллов – многие сообщения воспринимаются и искаженном виде, предвзято, не вникая в смысл.
Как стать хорошим слушателем.
Обсудите правила, дополните их новыми, исключите несущественные.
Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.
Обращай внимание не только на слово, но и на интонацию голоса, мимику, жесты, позу и т. п.
Покажи говорящему, что ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал.
Не давай оценок, советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания собеседника, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.
Требования к процессу коммуникации:
передаваемая информация должна быть по возможности однозначной;
информацию стоит передавать соответствующим людям;
не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта и тревоги;
надо стараться как можно больше узнать о том, как другие понимают наши поступки, как реагируют на наше поведение.
Расскажи мне о себе.
Одноклассники вместе с учителем садятся в круг. Учитель начинает предложение, а ребята заканчивают его, каждый от своего имени. По желанию можно пропускать «ход», но не более трех раз. В зависимости от обстановки во время игры учитель то чаще, то реже меняет начальную фразу. Желательно выполнять это упражнение в доброжелательной атмосфере (вечером при свечах или в турпоходе у костра). Начало фраз может быть таким:
Больше всего в себе мне нравится…
Больше всего в себе мне не нравится…
Я хотел бы быть…
Мое любимое занятие – это…
Мне кажется, что мое имя означает…
Я бы хотел узнать о…
Я хотел бы познакомиться с…
Я чувствую себя счастливым, когда…
Мне грустно, когда…
Я хотел бы быть более…
Будущее кажется мне…
Когда-нибудь я надеюсь…
Закрепление изученного материала.
Обсуждение текстов по теме.
Работа в группах.
я гру ппа :
«На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете, мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное. Мы как бы являемся наследниками состояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основание, поэтому нынешние обладатели считают его своим изначальным и неотъемлемым достоянием». (Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1986. – С. 252.)
«С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.
Это теоретическое определение цивилизации в немалой степени соответствует действительной цивилизации, какой она выступает при сравнении дикого состояния с варварством и варварства с современной цивилизацией. Это в особенности верно, если принимать во внимание одну только материальную и умственную культуру. Знакомство с физическими законами мира и сопутствующая этому знанию способность подчинения природы собственным целям человека вообще бывает всего ниже у дикарей, занимают среднее место у варваров и всего выше у новейших передовых народов. Таким образом, переход от дикого состояния к нашему должен быть на деле тем истинным прогрессом искусства и знания, который составляет важнейший элемент в развитии культуры». (Тай- лор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. – С. 36-37.)
Вопросы и задания:
Как вы считаете, прав ли Фрэзер, говоря о роли «благодетелей человечества», живших в первобытную эпоху?
Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие суждение Фрэзера.
Сравните точки зрения на значение первобытности в развитии культуры, приведенные в фрагментах работ Фрэзера и Тайлора, сделайте необходимые выводы.
я группа:
«Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры – посредницы и отдельных национальных культур славян. Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры. Развивали свою общую и местные культуры на гребне общеевропейского развития. Их культуры для своего времени представляли собой в известной части итоги общеевропейского развития. Болгария, опередившая другие славянские страны на целое столетие, сделала великое дело, присоединив и себя, и литературы других стран к общему европейскому развитию и вместе с тем создав общий литературный язык для всех православных славянских стран, а частично — и для не славянских». (Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991. – С. 82-83.)
«Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, – память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества – это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.
История культуры – это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования.
Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание». (Там же. С. 199-200.)
Вопросы и задания:
Согласны ли вы с оценкой значения славянской культуры в мировом культурном процессе? Ответ аргументируйте.
Поясните, что означают слова Д. С. Лихачева о том, что культурная память человечества есть «именно процесс и именно творческий».
Какую особенность в развитии культуры человечества выделяет в своих «Раздумьях» Д. С. Лихачев? Как бы вы кратко сформулировали эту идею?
я г р у п п а:
Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личностную, так и культура всего человечества совершенствует, возвышает и обогащает культуру каждого отдельного народа». (Там же. С. 201.)
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте своими словами связь культуры личности и культуры общества. Как осуществляется эта связь?
Приведите примеры в подтверждение или опровержение выдвинутого тезиса о связи культуры индивидуальной и общественной.
«Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы.
* * *
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой». (Там же. С. 201.)
Вопросы и задания:
Какими причинами вызвана необходимость экологии культуры?
Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева о том, что сохранение культурной среды не менее важно, чем сохранение среды природной?
Подтвердите фактами, что задача сохранения культурной среды сегодня не менее актуальна, чем задача сохранения природной среды. В чем состоит угроза среде культурной?
В чем, по-вашему, выражается связь экологии биологической и экологии культурной, нравственной? Как связаны в данном случае культура и нравственность?
Домашнее задание: § 5.