Урок 6 ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

0
910

Эпиграф к уроку:

Нет ничего более определенного, чем слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе.

Иоганн Гердер – немецкий мыслитель

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать четкое представление учащихся о необ­ходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.

Учащиеся должны знать, что:

понятие «культура» не однозначно;

культура развивалась в пространстве и во времени;

существует культура внутренняя и внешняя;

одним из проявлений культуры человека является культура общения.

Учащиеся должны понимать, что такое:

культура;

ценности культуры;

внутренняя культура;

культура внешняя;

культура общения.

Учащиеся должны уметь:

определять, что включает в себя понятие «культура»;

объяснять основные понятия;

высказывать свою точку зрения;

анализировать высказывания.

Ход урока

Опрос.

Учитель проверяет, как усвоено домашнее задание. Уча­щиеся отвечают на вопросы 1-4 со с. 26.

Изучение нового материала.

Проанализируйте высказывания и определите тему урока.

«Культура – видовой отличительный признак человека: сохра­няемый и передаваемый опыт». (Александр. Круглов.)

«Культура начинается с запретов». (Юрий Лотман – россий­ский литературовед, культуролог.)

«Культура – это накопленный опыт человечества в упорядо­ченной форме. (Александр Ахлезер – российский ученый-физик.)

«Культура – это память человечества о самом себе». (Алексей Тегин.)

«Есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть – культурой. (Ггоргий Ковальчук.)

«Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в ее продвижении от животного к человеку.

(Александр Круглов.)

Проанализировав высказывания, учитель говорит о том, что сегодня на уроке речь пойдет о культуре и определяет план изучения темы.

ПЛАН

Что такое культура?

Приобщение к культуре.

Задание 1. Запишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «культура».

Если сравнивать определения культуры в различных словарях, трудах философов и ученых, то можно обнаружить существенные различия между ними.

Культура – лат. cultura (возделывание, воспитание, образо­вание, развитие, почитание). Таким образом, первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу.

В позднеримской империи, а затем в эпоху средневековья понимание культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ними благами цивилизации.

В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. Культура отождествляется с различными областями духовной деятельности: наукой, моралью, искусством, философией, религией.

Философы Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Кант различал культуру умения (способность реали­зовать цели) и культуру дисциплины (способность ставить осмыс­ленные цели и делать разумный выбор).

В XIX веке в культуре философы видели систему ценностей и идей.

Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее звено самопознания абсолютной идеи.

Шпенглер рассматривал культуру народов как замкнутые, не­повторимые организмы, которые прошли в своем развитии сле­дующие стадии: возникновение, расцвет, надлом, упадок, гибель.

Марксистская концепция культуры включает в содержание культуры не только духовную, но и материальную культуру.

Современное понимание культуры: понятие «культура» име­ет своим содержанием систему материальных и духовных ценно­стей, способов их создания, формирования человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей.

Работы со схемами.


Задание 2. Нарисуйте словес­ный портрет культурного человека, вписав характеристики в лепестки цветка.

Задание 3. Можно ли считать состоявшимся общение в сле­дующем случае?

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзго­дах

рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»


Задание 4. Прокомментируйте следующие высказывания:

«Существует только один способ стать хорошим собеседни­ком – уметь слушать». (К. Морли.)

«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». (Плутарх.)

Какое значение в общении имеет умение слушать и слышать собеседника?

Тестирование.

На уроке уместно проведение психологических тестов. Материал использо­ван из книги: Тесты и задания по обществознанию: 8 класс основной школы / Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт, Э. Н. Егорова, JI. Ф. Иванова, М. Н. Козлова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 1997.

Насколько вы общительны.

На предлагаемые вопросы постарайтесь ответить: «да», «нет», «иногда».

Вам предстоит рядовая деловая встреча. Выбивает ли она вас из колеи?

Вы откладываете визит к врачу до тех пор, пока вам станет невмоготу?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение вы­ступить с докладом, сообщением, информацией на рабочем сове­щании, собрании, конференции и т. д.?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни­когда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе­жать этой командировки?

Любите ли вы делиться своими переживаниями?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице об­ратится к вам с просьбой?

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые взял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой вам подали недоброкачествен­ное блюдо. Промолчите ли вы?

Оказавшись наедине с незнакомым человеком, вы не всту­пите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Это так?

Вас приводит в ужас длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас­смотрению конфликтной ситуации?

У вас есть собственные индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чу­жих» мнений на это счет вы не примете. Так ли это?

Услышав где-либо ошибочные высказывания по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать?

Вызывает ли у вас досаду просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Вы охотнее излагаете свою точку зрения в письменном ви­де, чем в устной форме?

Теперь полезно оценить ответы. За каждое «да» – 2 очка, «ино­гда» – 1, «нет» – 0. Подсчитайте общую сумму.

30-32 очка – вы некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Старайтесь быть общи­тельнее.

25-29 очков – вы замкнуты, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равнове­сия.

19-24 очка – вы общительны, в незнакомой обстановке чувст­вуете себя уверенно. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой.

14-18 очков – вы коммуникабельны, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчи­вости. Но не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков – вы весьма общительны, любопытны, разговорчи­вы, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами.

8 очков – общительность «бьет ключом», вы всегда в курсе всех дел. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете до­вести его до конца. По этой причине руководители и коллеги отно­сятся к вам с некоторой опаской и сомнениями.

очка – вы говорливы, вмешиваетесь в дела, которые не име­ют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в ко­торых совершенно некомпетентны. Вспыльчивы, обидчивы, неред­ко бываете необъективны.

Психологическое наблюдение.

Войдите в комнату, где сидит группа людей. Не вмешиваясь в беседу, понаблюдайте за позами. Кто здесь главный? В чем это вы­ражается? Есть ли в комнате люди, сидящие в напряженной позе, чем это вызвано? Определите зону психологической дистанции между собеседниками. (По мнению английского психолога М. Ар- гайле, эти дистанции таковы: до 50 см – интимная, 50-120 – лич­ная, 120-360 см – деловая, более 360 см – общественная дистанция.)

Понаблюдайте за малыми группами, образовавшимися при этом. Из кого они состоят? Кто вне групп? Какими средствами обеспечивается контакт между людьми внутри каждой группы? Понаблюдайте за выражением глаз, за жестами и мимикой. Что за ними стоит, какие эмоции они выражают?

Вот пришел новый человек. Как он здоровается с людьми в комнате? Как себя чувствует: уверенно или нет? Какое место он занимает?

Установление контакта.

Каждому приходится бывать в ситуациях вынужденного обще­ния (например, в купе поезда, на остановке в ожидании автобуса, вдвоем с малознакомым человеком и т. д.).

Как вы ведете себя в подобных случаях?

а) Уходите от общения.

б) Ждете, когда партнер первым начнет разговор.

в) Пытаетесь проявить инициативу.

г) Уверенно вступаете в разговор.

Попробуйте потренироваться в подобного рода контактах. Начните беседу с нейтральных тем. Сориентируйтесь в контактно­сти и настроении собеседника. Попробуйте отыскать взаимоинте- ресную тему, не теряя контакта. В случае потери контакта возвра­щайтесь к нейтральной теме.

Разыграйте ситуацию в классе. Обсудите тактику участников. Отметьте их достижения.

Психологическая тренировка:

поздоровайтесь с незнакомым человеком;

если вам стыдно за свой поступок, признайте свою вину первым;

похвалите человека за хороший поступок;

поцелуйте руку нравящейся вам девушке;

заговорите первым при встрече с человеком, которого недо­любливаете.

Удалось ли вам справиться с одним, двумя, со всеми задания­ми? Что мешало, а что помогало вам в этом?

Умеем ли мы правильно слушать.

Попробуем оценить наше умение слушать.

На листе бумаге ставьте номер вопроса и свою оценку по дан­ному вопросу. Для оценок существует 4-балльная шкала:

– никогда так не поступаю;

– редко поступаю так;

– почти всегда так делаю;

– делаю так всегда.

Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли пол­ностью, не перебивая?

Слушаю ли я «между строк», особенно беседуя с людьми, в словах которых содержится скрытый смысл?

Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных со­общений?

Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

Повторяю ли я говорящему своими словами сущестпсиные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или когда я недолюбливаю собеседника?

Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда взгляды говорящего отличаются от моих соб­ственных?

Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Для обработки необходимо подсчитать сумму получившихся баллов.

32 и более баллов – вы идеальный слушатель.

27-31 балл – вы слушатель выше среднего уровня.

26 баллов – вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

21 и менее баллов – многие сообщения воспринимаются и ис­каженном виде, предвзято, не вникая в смысл.

Как стать хорошим слушателем.

Обсудите правила, дополните их новыми, исключите несуще­ственные.

Старайся сконцентрироваться на человеке, который обраща­ется к тебе.

Обращай внимание не только на слово, но и на интонацию голоса, мимику, жесты, позу и т. п.

Покажи говорящему, что ты его понимаешь. Это можно сде­лать, повторяя своими словами то, что услышал.

Не давай оценок, советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают сво­боду высказывания собеседника, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Требования к процессу коммуникации:

передаваемая информация должна быть по возможности од­нозначной;

информацию стоит передавать соответствующим людям;

не следует скрывать или как-то урезать важнейшую инфор­мацию с целью избежать дискомфорта и тревоги;

надо стараться как можно больше узнать о том, как другие понимают наши поступки, как реагируют на наше поведение.

Расскажи мне о себе.

Одноклассники вместе с учителем садятся в круг. Учитель на­чинает предложение, а ребята заканчивают его, каждый от своего имени. По желанию можно пропускать «ход», но не более трех раз. В зависимости от обстановки во время игры учитель то чаще, то реже меняет начальную фразу. Желательно выполнять это упраж­нение в доброжелательной атмосфере (вечером при свечах или в турпоходе у костра). Начало фраз может быть таким:

Больше всего в себе мне нравится…

Больше всего в себе мне не нравится…

Я хотел бы быть…

Мое любимое занятие – это…

Мне кажется, что мое имя означает…

Я бы хотел узнать о…

Я хотел бы познакомиться с…

Я чувствую себя счастливым, когда…

Мне грустно, когда…

Я хотел бы быть более…

Будущее кажется мне…

Когда-нибудь я надеюсь…

Закрепление изученного материала.

Обсуждение текстов по теме.

Работа в группах.

я гру ппа :

«На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благо­дарностью чтить, многие, если не большинство, были первобыт­ными людьми. В конечном счете, мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и пе­редавшим нам по наследству фундаментальные представления, ко­торые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуи­тивно данное. Мы как бы являемся наследниками состояния, кото­рое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основание, поэтому нынешние обладатели считают его своим изначальным и неотъемлемым достоянием». (Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1986. – С. 252.)

«С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одно­временного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

Это теоретическое определение цивилизации в немалой степе­ни соответствует действительной цивилизации, какой она выступа­ет при сравнении дикого состояния с варварством и варварства с современной цивилизацией. Это в особенности верно, если прини­мать во внимание одну только материальную и умственную куль­туру. Знакомство с физическими законами мира и сопутствующая этому знанию способность подчинения природы собственным це­лям человека вообще бывает всего ниже у дикарей, занимают сред­нее место у варваров и всего выше у новейших передовых народов. Таким образом, переход от дикого состояния к нашему должен быть на деле тем истинным прогрессом искусства и знания, кото­рый составляет важнейший элемент в развитии культуры». (Тай- лор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. – С. 36-37.)

Вопросы и задания:

Как вы считаете, прав ли Фрэзер, говоря о роли «благодете­лей человечества», живших в первобытную эпоху?

Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие суждение Фрэзера.

Сравните точки зрения на значение первобытности в разви­тии культуры, приведенные в фрагментах работ Фрэзера и Тайлора, сделайте необходимые выводы.

я группа:

«Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры – посредницы и отдельных национальных культур славян. Славянские народы не были про­винциальными самоучками, ограниченными своими местными ин­тересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры. Развивали свою общую и местные культуры на гребне общеевропейского развития. Их культуры для своего вре­мени представляли собой в известной части итоги общеевропей­ского развития. Болгария, опередившая другие славянские страны на целое столетие, сделала великое дело, присоединив и себя, и ли­тературы других стран к общему европейскому развитию и вместе с тем создав общий литературный язык для всех православных сла­вянских стран, а частично — и для не славянских». (Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991. – С. 82-83.)

«Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, – память. В созидании культуры участвуют многие поколения лю­дей. Культура человечества – это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура пере­дается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запо­минается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоле­ния ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.

История культуры – это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования.

Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается че­ловеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, тру­довые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институ­ты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание». (Там же. С. 199-200.)

Вопросы и задания:

Согласны ли вы с оценкой значения славянской культуры в мировом культурном процессе? Ответ аргументируйте.

Поясните, что означают слова Д. С. Лихачева о том, что культурная память человечества есть «именно процесс и именно творческий».

Какую особенность в развитии культуры человечества выде­ляет в своих «Раздумьях» Д. С. Лихачев? Как бы вы кратко сфор­мулировали эту идею?

я г р у п п а:

Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего че­ловечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личностную, так и культура всего чело­вечества совершенствует, возвышает и обогащает культуру каждо­го отдельного народа». (Там же. С. 201.)

Вопросы и задания:

Охарактеризуйте своими словами связь культуры личности и культуры общества. Как осуществляется эта связь?

Приведите примеры в подтверждение или опровержение вы­двинутого тезиса о связи культуры индивидуальной и общественной.

«Наука, которая занимается охраной и восстановлением ок­ружающей природы, называется экологией и как дисциплина начи­нает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохра­нение культурной среды – задача не менее существенная, чем со­хранение окружающей природы.

* * *

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологи­чески может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии куль­турной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой». (Там же. С. 201.)

Вопросы и задания:

Какими причинами вызвана необходимость экологии куль­туры?

Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева о том, что сохране­ние культурной среды не менее важно, чем сохранение среды при­родной?

Подтвердите фактами, что задача сохранения культурной среды сегодня не менее актуальна, чем задача сохранения природ­ной среды. В чем состоит угроза среде культурной?

В чем, по-вашему, выражается связь экологии биологической и экологии культурной, нравственной? Как связаны в данном слу­чае культура и нравственность?

Домашнее задание: § 5.