Урок 6. Человечество как сумма поколений

0
11

Цели: ознакомить учащихся с понятием «человечество как сумма поколений»; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая со словарем урока и таблицами.

Основные понятия: предки, современники, потомки, матери­альная культура, нематериальная культура, культурное наследие.

Оборудование: учебник, генеалогическая схема династии Рю­риковичей.

План изучения нового материала

1. Что такое человечество?

2. Что такое поколение?

3. Что такое культурное наследие?

Ход урока

I. Организационный момент

«Человечество идет в будущее со взором, обращенным в прошлое» (Г. Ферреро).

Нас сегодня более 6 млрд человек. Историю человечества можно представить и как сумму всех когда-либо живущих людей на Земле — этому вопросу будет посвящен наш урок, но прежде обратимся к вашему домашнему заданию. Напишите небольшое сочинение по одной из тем:

• «Мне нравится жить в современном обществе»;

• «Меня тревожат проблемы современного общества»;

• «Я и компьютер: плюсы и минусы».

II. Слово учителя

Итак, мы рассмотрим новую тему через призму следующих по­нятий: предки, современники, потомки, материапьная культура, нематериальная культура, культурное наследие.

(Словарь урока записывается в тетради. Определения понятий вписываются в ходе урока.)

Подсчетом населения нашей планеты занимаются демографы. Им удалось подсчитать, что в начале XX в. на Земле проживало 2 млрд человек. Чтобы достигнуть первого миллиарда, человечест­ву потребовалось более миллиона лет. Промышленная революция способствовала росту численности населения, в результате второй миллиард был достигнут за 100 лет, третий – за 40, четвертый — за 15, пятый – за 10 лет.

С начала 90-х гг. XX в. население мира ежегодно увеличивает­ся примерно на 2% в год. Крупнейшая по численности населения страна — Китай. В нем насчитывается 1179,5 млн человек. Далее идет Индия — 896,6 млн человек. А в России проживает 148 млн чел.

ill. Работа с понятиями

– Человечество — это непрерываюгцаяся эстафета устремлен­ных вперед поколений людей. Как вы понимаете, что такое поколение? Выскажите ваши предположения.

Обратимся к с. 36 учебника. Прочитайте формулировку опре­деления. Зафиксируйте его в вашей тетради в виде схемы.

Поколение — это группа людей, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях, одинаково мыслящих и похоже оценивающих происходящее вокруг.

Поколение — это группа людей, чувствующая определенную солидарность, обладающая во многом похожим жизненным опы­том, отличающая себя от представителей других поколений.

У каждого поколения свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные. Заполните таблицу (работа в парах).

Поколение людей

Музыкальные предпочтения

Молодежь

Люди средних лет

Пожилые и старики

Человечество делится на современников, предков и потомков. Используя текст параграфа на с. 37, необходимо дать определе­ния понятиям «современники», «предки», «потомки». Используя дополнительный материал, найдите в генеалогической схеме ди­настии Рюриковичей современников.

(Организуется работа с понятиями «материальная» и «нема­териальная культура». По ходу рассказа учителя учащиеся запол­няют таблицу.

Материальная культура

Нематериальная культура

Паровая машина, храм, орудия труда, жилой дом, галстук, украшение, пло­тина и др.

Нормы, правила, образны, эталоны, моде­ли, нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы,мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык

Объяснение новой темы завершается рассмотрением понятия «культурное наследие». Учащиеся находят его содержание в тексте параграфа на с. 37 и записывают в тетрадь.)

IV. Подведение итогов урока

— Как вы понимаете формулировку темы «Человечество как сумма поколений»?

— Объясните значение слов: предки, современники, потомки.

— Почему не все, что создали люди, входит в культурное на­следие?

Домашнее задание

Прочитать § 5. Выучить словарь урока.

Дополнительный материал

История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков — в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.

Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально- политическими реалиями обострили ряд проблем в области охраны объ­ектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем — приватизация памятников и формирова­ние различных форм собственности на них. В связи с этим регламента­ция прав собственников со стороны государства, выработка оптималь­ных отношений сторон — один из важнейших вопросов сегодняшней памятнико-охранительной политики.

Современные российские города меняют свой облик — строятся но­вые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссозда­ются когда-то утраченные памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторической среды: строятся дома новой ар­хитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты. Культурное и природное наследия России активно вовлекаются в мировое культурное простран­ство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международ­ный совет музеев (ИКОМ), Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятни­ки России находятся под покровительством этих организаций.

Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе россий­ской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традици­онных форм хозяйствования и природопользования.

Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необ­ходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь