Цели: ознакомить учащихся с понятием «человечество как сумма поколений»; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая со словарем урока и таблицами.
Основные понятия: предки, современники, потомки, материальная культура, нематериальная культура, культурное наследие.
Оборудование: учебник, генеалогическая схема династии Рюриковичей.
План изучения нового материала
1. Что такое человечество?
2. Что такое поколение?
3. Что такое культурное наследие?
Ход урока
I. Организационный момент
«Человечество идет в будущее со взором, обращенным в прошлое» (Г. Ферреро).
Нас сегодня более 6 млрд человек. Историю человечества можно представить и как сумму всех когда-либо живущих людей на Земле — этому вопросу будет посвящен наш урок, но прежде обратимся к вашему домашнему заданию. Напишите небольшое сочинение по одной из тем:
• «Мне нравится жить в современном обществе»;
• «Меня тревожат проблемы современного общества»;
• «Я и компьютер: плюсы и минусы».
II. Слово учителя
Итак, мы рассмотрим новую тему через призму следующих понятий: предки, современники, потомки, материапьная культура, нематериальная культура, культурное наследие.
(Словарь урока записывается в тетради. Определения понятий вписываются в ходе урока.)
Подсчетом населения нашей планеты занимаются демографы. Им удалось подсчитать, что в начале XX в. на Земле проживало 2 млрд человек. Чтобы достигнуть первого миллиарда, человечеству потребовалось более миллиона лет. Промышленная революция способствовала росту численности населения, в результате второй миллиард был достигнут за 100 лет, третий – за 40, четвертый — за 15, пятый – за 10 лет.
С начала 90-х гг. XX в. население мира ежегодно увеличивается примерно на 2% в год. Крупнейшая по численности населения страна — Китай. В нем насчитывается 1179,5 млн человек. Далее идет Индия — 896,6 млн человек. А в России проживает 148 млн чел.
ill. Работа с понятиями
– Человечество — это непрерываюгцаяся эстафета устремленных вперед поколений людей. Как вы понимаете, что такое поколение? Выскажите ваши предположения.
Обратимся к с. 36 учебника. Прочитайте формулировку определения. Зафиксируйте его в вашей тетради в виде схемы.
Поколение — это группа людей, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях, одинаково мыслящих и похоже оценивающих происходящее вокруг.
Поколение — это группа людей, чувствующая определенную солидарность, обладающая во многом похожим жизненным опытом, отличающая себя от представителей других поколений.
У каждого поколения свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные. Заполните таблицу (работа в парах).
Поколение людей |
Музыкальные предпочтения |
Молодежь |
|
Люди средних лет |
|
Пожилые и старики |
Человечество делится на современников, предков и потомков. Используя текст параграфа на с. 37, необходимо дать определения понятиям «современники», «предки», «потомки». Используя дополнительный материал, найдите в генеалогической схеме династии Рюриковичей современников.
(Организуется работа с понятиями «материальная» и «нематериальная культура». По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу.
Материальная культура |
Нематериальная культура |
Паровая машина, храм, орудия труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и др. |
Нормы, правила, образны, эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы,мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык |
Объяснение новой темы завершается рассмотрением понятия «культурное наследие». Учащиеся находят его содержание в тексте параграфа на с. 37 и записывают в тетрадь.)
IV. Подведение итогов урока
— Как вы понимаете формулировку темы «Человечество как сумма поколений»?
— Объясните значение слов: предки, современники, потомки.
— Почему не все, что создали люди, входит в культурное наследие?
Домашнее задание
Прочитать § 5. Выучить словарь урока.
Дополнительный материал
История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков — в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.
Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально- политическими реалиями обострили ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем — приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон — один из важнейших вопросов сегодняшней памятнико-охранительной политики.
Современные российские города меняют свой облик — строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченные памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторической среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты. Культурное и природное наследия России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный совет музеев (ИКОМ), Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.
Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.
Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.