Урок 59. ЗЕМЛЯ У НАС ОДНА!

0
10

Задачи: закрепить географические и экологические знания; углубить и расширить знания по охране природы и рациональному природопользованию; развивать творческий потенциал и экологи­ческую культуру школьников; поддерживать интерес к учебной и исследовательской деятельности.

Ход урока

Игра «Земля у нас одна». Объяснение правил игры.

При подготовке к игре формируются две команды. В состав жюри могут входить классные руководители, учитель-предметник и 1-2 авторитетных ученика. Техническое оснащение игры не­сложно. Можно использовать любую вертушку со стрелкой, на­пример, из детской рулетки.

Команды располагаются за сдвинутыми попарно партами. Уча­стники игры должны иметь блокноты и ручки, на столе ведущего – секундомер. Команды заранее готовят для себя эмблемы и девиз, соответствующие тематике игры.

Смысл игры заключается в том, что командам предлагается для обсуждения ряд нестандартных вопросов по экологической тема­тике. Вопросы сформулированы в двух вариантах, примерно оди­наковых по сложности.

После вращения указатель на стрелке отмечает номер вопроса по списку у ведущего, а по цвету сектора – команду, которая отве­чает первой. Ведущий называет количество баллов за ответ после консультации с другими членами жюри. В случае неправильного и неполного ответа у команды соперников появляется шанс дать свой вариант и уточнить ответ другой команды. За содержательные уточнения можно получить дополнительные баллы. Команды по жребию отвечают на все подготовленные вопросы. Поскольку ко­личество вопросов каждого цвета (варианта) одинаково и они по­парно равноценны, в итоге оказываются заданными все вопросы, хотя и в произвольном порядке. Это обеспечивает равенство на­чальных условий для каждой из команд. Время на подготовку отве­та зависит от сложности и составляет от 1 до 3 минут.

Игра.

Вопрос 1 . Время на ответ – 1 мин.

Вариант 1

Построить экологическую цепочку «мышь… сыр».

Вариант 2

Построить экологическую цепочку «коршун… яблоки».

Ответ на вариант 1:

Мышь – гнезда шмелей – урожай клевера – удой молока – ко­личество сыра. (Оценка – 5 баллов.)

Ответ на вариант 2:

Коршун – мелкие птицы – личинки вредителей – яблоки. (Оценка – 4 балла.)

Вопрос 2. Оценка – 3 балла. Время на ответ – 1 мин.

Вариант 1

Приведите аргументы в пользу ядерной энергетики.

Вариант 2

Тепловая электростанция работает на каменном угле. Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?

Ответ на вариант 1:

Малое количество ядерного горючего, низкие транспортные рас­ходы, нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых, незначительное загрязнение воды и воздуха (в случае нормальной работы), низкая стоимость электроэнергии и т. п.

Ответ на вариант 2:

Часто каменный уголь содержит в небольших количествах ра­диоактивные примеси, например, уран, торий и др. Когда сжигает­ся огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концен­трируются несгоревшие радиоактивные примеси.

Вопрос 3 . Оценка – 3 балла. Время на ответ – 1 мин.

Вариант 1

Расставьте города Поволжья по степени загрязненности атмо­сферного воздуха.

Вариант 2

Расставьте предприятия своего города или любого другого го­рода по количеству выбросов в атмосферу.

Вопрос 4. Оценка – 2 балла. Время на ответ – 1 мин.

Вариант 1

Если осушить болото в бассейне реки, больше или меньше ста­нет в ней воды: а) весной; б) летом?

Вариант 2

Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше станет воды в ней: а) весной; б) летом?

Ответ на вариант 1 и 2.

Болота и лес аккумулируют влагу в виде грунтовых вод и снега. После их уничтожения в обоих случаях весной будет происходить энергичное таяние и наблюдаться высокий паводок, т. е. воды бу­дет больше весной, а летом меньше.

Вопрос 5 . Оценка – 1 балл за каждый ответ. Время на ответ –

мин.

Вариант 1

Исполнить хором народные или современные песни «антиэко- логического» содержания.

Вариант 2

Исполнить хором народные или современные песни «природо­охранного» содержания.

Ответ на вариант 1 (примерные):

А) Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла…

Я пойду по полю погуляю,

Белую березу заломаю.

Б) Срубил он нашу елочку Под самый корешок.

Ответ на вариант 2 (примерные):

А) Не рвите цветы, не рвите…

Б) Не губите, мужики, не губите.

Не рубите дерева, не рубите…

Ради гнездышка грача не губите сгоряча…

Вопрос 6. Оценка – 1 балл за каждый ответ. Время на ответ –

мин.

Каков новый, экологический и природоохранный смысл народ­ных пословиц и поговорок?

Вариант 1

Каждый кулик свое болото хвалит.

Б) Репу да горох не сей подле дорог.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Г) Ложка дегтя портит бочку меда.

Вариант 2

Черного кобеля не отмоешь добела.

Б) Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Лес рубят – щепки летят.

Г) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Ответ на вариант 1:

Можно предложить разнообразные варианты трактовки содер­жания поговорок и пословиц. Например:

тесная связь организма со средой обитания, его приспособ­ленность к проживанию именно в конкретных условиях (местооби­тание).

Б) Загрязнение сельскохозяйственной продукции тяжелыми ме­таллами (соединения свинца, кадмия) и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс.

Отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах; отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осознание и понимание этих последствий людьми в целом.

Г) Сброс малых объемов высокотоксичных отходов в реки; по­падание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных тан­керов.

Оценка ответов зависит от жюри. Могут быть рассмотрены лю­бые высказывания участников.

Ответ на вариант 2:

А) Невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера. Б) Расточительное отношение к природным ресур­сам и окружающей среде в целом. В) Необходимость полнее ис­пользовать отходы и вторичные ресурсы; влияние строительства промышленных и других объектов на окружающую среду. Г) Сброс в отвалы ценного минерального сырья; загрязнение окру­жающей среды и последствия этого.

Вопрос 7. Оценка – 2 балла за каждый ответ. Время на от­вет – 1 мин.

Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки?

Вариант 1

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

Вариант 1

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Зимой в поле лежали,

Весной в реки побежали».

Ответ на вариант 1:

Знаменитая фраза «Не пей из копытца – козленочком станешь» может быть интерпретирована как предостережение от использо­вания источников загрязненной воды.

Незарегулированный сток сахарного или маслосырозавода.

Ответ на вариант 2:

Эпизод с царевной и яблоком – аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов или ядохимикатов.

Минеральные удобрения, внесенные на поля, с талыми водами попадают в реки.

Подведение итогов.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь