Задачи: закрепить географические и экологические знания; углубить и расширить знания по охране природы и рациональному природопользованию; развивать творческий потенциал и экологическую культуру школьников; поддерживать интерес к учебной и исследовательской деятельности.
Ход урока
Игра «Земля у нас одна». Объяснение правил игры.
При подготовке к игре формируются две команды. В состав жюри могут входить классные руководители, учитель-предметник и 1-2 авторитетных ученика. Техническое оснащение игры несложно. Можно использовать любую вертушку со стрелкой, например, из детской рулетки.
Команды располагаются за сдвинутыми попарно партами. Участники игры должны иметь блокноты и ручки, на столе ведущего – секундомер. Команды заранее готовят для себя эмблемы и девиз, соответствующие тематике игры.
Смысл игры заключается в том, что командам предлагается для обсуждения ряд нестандартных вопросов по экологической тематике. Вопросы сформулированы в двух вариантах, примерно одинаковых по сложности.
После вращения указатель на стрелке отмечает номер вопроса по списку у ведущего, а по цвету сектора – команду, которая отвечает первой. Ведущий называет количество баллов за ответ после консультации с другими членами жюри. В случае неправильного и неполного ответа у команды соперников появляется шанс дать свой вариант и уточнить ответ другой команды. За содержательные уточнения можно получить дополнительные баллы. Команды по жребию отвечают на все подготовленные вопросы. Поскольку количество вопросов каждого цвета (варианта) одинаково и они попарно равноценны, в итоге оказываются заданными все вопросы, хотя и в произвольном порядке. Это обеспечивает равенство начальных условий для каждой из команд. Время на подготовку ответа зависит от сложности и составляет от 1 до 3 минут.
Игра.
Вопрос 1 . Время на ответ – 1 мин.
Вариант 1
Построить экологическую цепочку «мышь… сыр».
Вариант 2
Построить экологическую цепочку «коршун… яблоки».
Ответ на вариант 1:
Мышь – гнезда шмелей – урожай клевера – удой молока – количество сыра. (Оценка – 5 баллов.)
Ответ на вариант 2:
Коршун – мелкие птицы – личинки вредителей – яблоки. (Оценка – 4 балла.)
Вопрос 2. Оценка – 3 балла. Время на ответ – 1 мин.
Вариант 1
Приведите аргументы в пользу ядерной энергетики.
Вариант 2
Тепловая электростанция работает на каменном угле. Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?
Ответ на вариант 1:
Малое количество ядерного горючего, низкие транспортные расходы, нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых, незначительное загрязнение воды и воздуха (в случае нормальной работы), низкая стоимость электроэнергии и т. п.
Ответ на вариант 2:
Часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси, например, уран, торий и др. Когда сжигается огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси.
Вопрос 3 . Оценка – 3 балла. Время на ответ – 1 мин.
Вариант 1
Расставьте города Поволжья по степени загрязненности атмосферного воздуха.
Вариант 2
Расставьте предприятия своего города или любого другого города по количеству выбросов в атмосферу.
Вопрос 4. Оценка – 2 балла. Время на ответ – 1 мин.
Вариант 1
Если осушить болото в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?
Вариант 2
Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше станет воды в ней: а) весной; б) летом?
Ответ на вариант 1 и 2.
Болота и лес аккумулируют влагу в виде грунтовых вод и снега. После их уничтожения в обоих случаях весной будет происходить энергичное таяние и наблюдаться высокий паводок, т. е. воды будет больше весной, а летом меньше.
Вопрос 5 . Оценка – 1 балл за каждый ответ. Время на ответ –
мин.
Вариант 1
Исполнить хором народные или современные песни «антиэко- логического» содержания.
Вариант 2
Исполнить хором народные или современные песни «природоохранного» содержания.
Ответ на вариант 1 (примерные):
А) Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла…
Я пойду по полю погуляю,
Белую березу заломаю.
Б) Срубил он нашу елочку Под самый корешок.
Ответ на вариант 2 (примерные):
А) Не рвите цветы, не рвите…
Б) Не губите, мужики, не губите.
Не рубите дерева, не рубите…
Ради гнездышка грача не губите сгоряча…
Вопрос 6. Оценка – 1 балл за каждый ответ. Время на ответ –
мин.
Каков новый, экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?
Вариант 1
Каждый кулик свое болото хвалит.
Б) Репу да горох не сей подле дорог.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Г) Ложка дегтя портит бочку меда.
Вариант 2
Черного кобеля не отмоешь добела.
Б) Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Лес рубят – щепки летят.
Г) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Ответ на вариант 1:
Можно предложить разнообразные варианты трактовки содержания поговорок и пословиц. Например:
тесная связь организма со средой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях (местообитание).
Б) Загрязнение сельскохозяйственной продукции тяжелыми металлами (соединения свинца, кадмия) и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс.
Отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах; отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осознание и понимание этих последствий людьми в целом.
Г) Сброс малых объемов высокотоксичных отходов в реки; попадание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных танкеров.
Оценка ответов зависит от жюри. Могут быть рассмотрены любые высказывания участников.
Ответ на вариант 2:
А) Невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера. Б) Расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде в целом. В) Необходимость полнее использовать отходы и вторичные ресурсы; влияние строительства промышленных и других объектов на окружающую среду. Г) Сброс в отвалы ценного минерального сырья; загрязнение окружающей среды и последствия этого.
Вопрос 7. Оценка – 2 балла за каждый ответ. Время на ответ – 1 мин.
Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки?
Вариант 1
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит».
Вариант 1
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Зимой в поле лежали,
Весной в реки побежали».
Ответ на вариант 1:
Знаменитая фраза «Не пей из копытца – козленочком станешь» может быть интерпретирована как предостережение от использования источников загрязненной воды.
Незарегулированный сток сахарного или маслосырозавода.
Ответ на вариант 2:
Эпизод с царевной и яблоком – аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов или ядохимикатов.
Минеральные удобрения, внесенные на поля, с талыми водами попадают в реки.
Подведение итогов.