Урок 59. Деепричастия несовершенного вида
Цели: ознакомить учеников со способами образования деепри частий несовершенного вида, показать связь деепричастий с гла голом.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения, объяснение орфограмм и пунктограмм (выполняется на доске и в тетрадях):
Вы дольше сохраните среза(н, нн)ые цветы добавив в воду (не, ни)много аспирина или (не, ни)сколъко криста(л, лл)иков лимо(н, нн)ой кислоты.
Примечание. Учитель поможет определить, что деепричастный оборот, так же как и причастный, является одним членом предложения – обстоятельством. Построим цепочку вопросов от деепри частия, определяя границы деепричастного оборота.
(Вы дольше сохраните срезанные цветы, добавив в воду немного аспирина или несколько кристалликов лимонной кислоты.)
II . Проверка домашнего задания
III . Изучение темы «Деепричастия несовершенного вида»
1. Беседа по вопросам.
Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепри частия.)
Как определить вид? (По вопросу.)
Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)
Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника – § 29.
Вопросы на усвоение материала.
Что обозначают деепричастия несовершенного вида?
На какие вопросы они отвечают?
‘ – От основ каких глаголов образуются деепричастия несовер шенного вида?
С помощью какого суффикса они образуются?
Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов? (Действительные и страдательные причастия настоящего времени.)
TV. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 82-83, в словарик; составить с ними словосочетания. Прочитать слова вслух, следя за правильностью ударения:
ржавея, черпая ударение на первый слог; балуясь – ударение на второй слог; бассейн, дистанция, сиять.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 174: устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить.
Упражнение 175: комментированное письмо, соблюдение речевых норм.
Комментарий. Деепричастия не образуются от глаголов ждать, лить. Деепричастие можно образовать от приставочного глагола ожидать – ожидая. Учитель может сказать об устаревшей форме лия, встречающейся только в поэтической речи: «И слезы горькие лия…».
3. Упражнение 176: самостоятельная работа.
Домашнее задание
§29.
Упражнение 177.