Урок 59. Деепричастия несовершенного вида

0
556

Урок 59. Деепричастия несовершенного вида

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепри­ частий несовершенного вида, показать связь деепричастий с гла голом.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения, объяснение орфограмм и пунктограмм (выполняется на доске и в тетрадях):

Вы дольше сохраните среза(н, нн)ые цветы добавив в воду (не, ни)много аспирина или (не, ни)сколъко криста(л, лл)иков лимо(н, нн)ой кислоты.

Примечание. Учитель поможет определить, что деепричастный оборот, так же как и причастный, является одним членом предло­жения – обстоятельством. Построим цепочку вопросов от деепри­ частия, определяя границы деепричастного оборота.

(Вы дольше сохраните срезанные цветы, добавив в воду немного аспирина или несколько кристалликов лимонной кислоты.)

II . Проверка домашнего задания

III . Изучение темы «Деепричастия несовершенного вида»

1. Беседа по вопросам.

Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепри­ частия.)

Как определить вид? (По вопросу.)

Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)

Самостоятельное изучение теоретического материала учеб­ ника – § 29.

Вопросы на усвоение материала.

Что обозначают деепричастия несовершенного вида?

На какие вопросы они отвечают?

‘ – От основ каких глаголов образуются деепричастия несовер­ шенного вида?

С помощью какого суффикса они образуются?

Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов? (Действительные и страдательные причастия настоящего времени.)

TV. Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 82-83, в словарик; составить с ними словосочетания. Прочитать слова вслух, следя за правильностью ударения:

ржавея, черпая ударение на первый слог; балуясь – ударение на второй слог; бассейн, дистанция, сиять.


V. Выполнение упражнений

Упражнение 174: устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить.

Упражнение 175: комментированное письмо, соблюдение речевых норм.

Комментарий. Деепричастия не образуются от глаголов ждать, лить. Деепричастие можно образовать от приставочного глагола ожидать – ожидая. Учитель может сказать об устаревшей форме лия, встречающейся только в поэтической речи: «И слезы горькие лия…».

3. Упражнение 176: самостоятельная работа.

Домашнее задание

§29.

Упражнение 177.