Урок 59. Центральная Азия

0
968

Дата….

День …….

Цели урока: показать особенности географического положения, природы и природных богатств региона и входящих в его состав стран; раскрыть зависимость образа жизни и видов хозяйственной деятельности населения от своеобразия природы стран Центральной Азии; познакомить с составом населения, его материальной и духовной культурой.

Средства обучения: карты атласа (политическая Евразии, хозяйственной деятельности населения, физическая Средней Азии и Казахстана, социально-экономическая Центральной и Восточной Азии, тематические), учебные картины и экранные пособия.

Основные представления и понятия: равнины, горы, нагорья, землетрясения, континентальный тип климата, территории внутреннего стока и бессточные области, пустыни, оазис, высотная поясность, природный комплекс, природные богатства, этнос, религия, образ жизни, отрасли хозяйства.

Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты Всемирного культурного наследия.

Межпредметные связи: шелковый путь из Китая в Европу (история)

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Общая характеристика региона

Объяснение учителя. Особенности географического положения региона, изменение его названия. Общие черты природы.

2. Комплексная сравнительная характеристика Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении.

Практическая работа. Определение географического положения каждой из стран, его оценка с позиций развития хозяйства. Анализ тематических карт для сравнения компонентов природы стран и природных богатств.

Задание. Какая из четырех стран обладает наибольшими природными ресурсами для развития хозяйства? В какой стране есть месторождения нефти? В какой больше оазисов?

Рассказ учителя. Разнообразие этнического состава населения, размещение по территории, национальные традиции и обычаи, духовная культура народов, вклад их в мировую культуру.

Сообщения учащихся. Тема “Объекты природного и культурного наследия изучаемых стран”

Беседа. Какие отрасли хозяйства развиты в каждой из стран? Какие культуры выращивают на полях, каких животных разводят в горах, в пустынях?

Учебная игра. На основе анализа тематических карт атласа составить рассказ о хозяйстве каждой из четырех стран, объяснить установленные факты. Проложить маршрут воображаемого путешествия по городам всех четырех стран с описанием географического положения города и его роли в жизни страны. Конкурс работ. Групповая работа.

3. Комплексная характеристика Казахстана

Задание. Определить особенности географического положения страны, сравнить с уже изученными на уроке странами. Сделать вывод.

Практическая работа. По тематическим картам доказать, что природа страны довольно разнообразна, что Казахстан обладает большими запасами разнообразных полезных ископаемых. Выделить несколько природных комплексов, отличающихся рельефом, климатическими показателями, типом почв и растительностью.

Задание. По картам народов и плотности населения установить этнический состав и размещение населения Казахстана по территории. Назвать крупные города, определить их географическое положение.

Практическая работа. По тематическим картам определить основные виды хозяйственной деятельности и размещение по территории страны отраслей промышленности и сельского хозяйства. Определить различия в видах хозяйственной деятельности в пределах каждого ранее выделенного природного комплекса.

Задание. Составить на контурной карте конспект тех сведений о стране, которые были установлены на уроке.

Закрепление изученного

Назовите наиболее характерные особенности природы всех стран Центральной Азии. Природа какой страны наиболее богата? Почему?

На каких территориях и почему плотность населения особенно высока?

Какие природные бедствия случаются в странах Центральной Азии? Как население их преодолевает? Какие меры необходимо принимать для охраны природы?

В какой из стран хорошо развиты отрасли тяжелой промышленности? Почему?

Какие антропогенные комплексы созданы человеком на территории стран Центральной Азии?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь