Урок 58 ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ. «МЫШОНОК ПИК»

0
686
явления

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством В. В. Бианки; прививать интерес к чтению; расширять кругозор учеников; работать над развитием мышления, речи учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы прочитали рассказ «Еще про Мальку». Что вас особенно тронуло в этой истории?

– Когда вы переживали, волновались за Мальку?

– Почему ее не остановило даже то, что лаву (два бревна, связанных вместе и перекинутых через речку) унесло разлившейся рекой?

– В каких словах заключена главная мысль произведения?

– Прочитайте те фрагменты рассказа, которые вас больше всего взволновали.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Мы продолжаем чтение произведений о природе, и сегодня нас ждет встреча с удивительным писателем, знатоком природы, автором «Лесной газеты», писателем-«переводчиком» языка деревьев, трав, зверей и птиц на «человеческий язык», писателем, у которого учились мастерству Николай Иванович Сладков и Эдуард Юрьевич Шим – его продолжатели, последователи и ученики, – Виталием Валентиновичем Бианки.

– Но сегодня мы будем читать не прекрасные рассказы о природе, а сказочную историю о маленьком мышонке, мышонке по имени Пик.

Несколько учащихся читают вслух главу «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

– Какое чувство вы испытываете к мышонку? (Жалость, сочувствие, сострадание.)

– Какими вам показались дети? (Мальчик был зол на мышей за то, что они воруют хлеб, и потому хотел убить или утопить мышонка, ему не было его жалко. Девочке было жаль мышонка, она хотела, чтобы брат отпустил его, но видя, что брат не соглашается на ее уговоры и просьбы, предложила посадить мышонка в сделанный братом кораблик, она хотела хоть как-то помочь мышонку, спасти его от неминуемой гибели.)

– Как вы думаете, удастся ли мышонку добраться до берега?

Далее несколько учеников читают вслух следующую главу сказки – «Кораблекрушение».

– Что хотите сказать?

– Когда вам было страшно за жизнь мышонка? (Когда за ним гнались чайки, а затем его заметила щука. Было страшно и когда кораблик с Пиком перевернулся, а ведь мышонка никто не учил плавать.)

– Почему Пик мог считать себя счастливцем? (Потому что он попал в настоящее кораблекрушение и остался жив.)

IV. Итог урока.

– О чем вас заставил задуматься урок?

– Какие чувства пробудил в вас?

Домашнее задание.

– Да, Пик выжил после кораблекрушения, но впереди его ожидала страшная ночь на суше. А вот какие опасности подстерегали бедного маленького мышонка, вы узнаете, прочитав главу «Страшная ночь» (с. 76– 79, часть 2-я).