Ц е л и : закрепить знания о признаках творительного падежа; развивать умения правильно писать окончания существительных в творительном падеже.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
П и с ь м о по памяти.
Прочтите стихотворение.
Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьезных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и осла, и козла,
Тот людям вовеки не сделает зла.
Р. Сеф
– Подумайте, какова главная мысль стихотворения.
– Запишите по памяти, определите падежи выделенных слов.
II. Сообщение темы урока.
Н а д о с к е записано стихотворение.
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник! Я – творец!
Ух какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол.
Ну-ка лист переверну
И опять творить начну!
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Т. Рик
– Подберите синонимы к словам реет, поразить (стрелой).
– Что объединяет подчеркнутые слова?
– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Ударные и безударные окончания.)
– Сегодня на уроке мы будем наблюдать за безударными окончаниями существительных в творительном падеже.
III. Формирование новых знаний.
1. Р а б о т а с т а б л и ц е й выполняется в упражнении 114.
Сравнивают окончания существительных, делают вывод.
2. Упражнение 115 выполняют по заданию учебника:
в а р и а н т I – 1-й отрывок;
в а р и а н т II – 2-й отрывок.
П р о в е р к а по окончании работы по таблице.
IV. Закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнений 116, 117, 118,
Три ученика – у доски, класс работает по рядам:
1-й ряд – склоняет существительное гостья;
2-й ряд – певунья;
3-й ряд – музей.
V. Итог урока.
– Над чем работали на уроке? (Над окончаниями существительных в творительном падеже.)
– Какие это окончания?
– Продолжите высказывание из упражнения 119.
Домашнее задание: упражнение 120.