Урок 57. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

0
748
информатика

Задачи: сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения; показать проблемы ос­воения территорий с экстремальными условиями жизни; углубить знания о стихийных природных явлениях.

Ход урока

Изучение раздела дает возможность систематизировать и обобщить знания учащихся о рациональном использовании при­родных условий и ресурсов, о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека, сформировать убеждения в необходимости бе­режного отношения к природе, показать роль науки в организации

356


рационального природопользования, сделать вывод об ответствен­ности каждого за состояние окружающей среды.

Особенности содержания раздела, его место в курсе и образо­вательно-воспитательное значение определяют необходимость ис­пользования анализа и синтеза знаний, обобщения, четкой форму­лировки выводов.

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Урок вполне можно провести традиционно. При подготовке учителю следует учесть, что почти все понятия по данной теме учащимся известны, они легко анализируют, сравнивают и обсуж­дают географическую информацию. Кроме того, из жизненного опыта они знают о влиянии окружающей среды на жизнь и здоро­вье человека.

Учитель организует дискуссию по вопросу: «С течением исто­рического времени и совершенствованием орудий труда прямая зависимость человека от природы уменьшалась; настанет ли такое время, когда человечество вообще перестанет зависеть от приро­ды?»

Естественным будет вывод о неразрывной связи человека и природы

Получение новых знаний.

Учитель. Человек – часть природы и вне природы (без воздуха, пищи, воды) жить не может. На здоровье человека оказывает влия­ние множество природных факторов: погода, климат, температура и влажность воздуха, атмосферное давление, близость или удален­ность от крупных водоемов, лесных массивов, состояние ландшаф­тов, качество питьевой воды, санитарное состояние почв, на кото­рых вырастают употребляемые в пищу овощи и фрукты.

Вспомните, в каких районах нашей страны проживает наи­большее число долгожителей. Подумайте, чем это объясняется.

Известны оздоровительные свойства солнечных лучей, водных ландшафтов, красивых пейзажей, минеральных подземных вод, морских побережий, исцеляющих грязей, чистого сухого теплого воздуха.

Вопросы и задания:

Назовите известные вам курортные зоны в России, объясните их размещение. Какие же природные условия наиболее благоприятны для человека? По рис. 82 на с. 255 учебника определите расположение районов с благоприятными условиями для жизни людей.

Вместе с тем в определенных районах жизнь человека затруд­нена из-за неблагоприятных природных условий: низких или высо­ких температур, сильных ветров, наличия животных и насекомых – переносчиков опасных для человека болезней.

Вновь по рис. 82 скажите, где в России условия малоблагопри­ятные и неблагоприятные.

Вопросы взаимосвязи природных условий и здоровья человека рассматривает медицинская география, специалисты которой соз­дают медико-географические карты и дают оценку отдельных ком­понентов, природно-территориальных комплексов, определяют географическое распространение болезней человека.

Далее рассматривается вопрос освоения территорий с экстре­мальными условиями жизни.

Современное освоение новых территорий приводит к тому, что все большее число людей живет и трудится в очень суровых, не­благоприятных условиях – на Крайнем Севере, в высокогорьях, пустынях, даже на морских платформах. Организм человека посте­пенно адаптируется, приспосабливается к суровому климату. Од­нако через некоторое время в организме человека накапливается усталость, снижается иммунитет, и он чаще болеет. Поэтому редко кто может длительное время жить и работать в экстремальных ус­ловиях.

Коренные жители пустынь и тундры приспосабливались к этим условиям в течение длительного времени. В их организме про­изошли изменения, помогающие переносить экстремальные усло­вия. Взаимосвязь природной среды и здоровья человека изучает также ландшафтная география.

Учащиеся выписывают в тетрадь определение термина «экс­тремальные условия» (с. 256 учебника). Учитель организует анализ рис. 83 на с. 256 учебника:

Как происходит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия холода на территории России?

Какие районы наиболее благоприятны в отношении этого фактора?

Где условия наиболее неблагоприятные?

Как происход ит возрастание дискомфортности погоды из-за воздействия ветра?

Назовите районы – самые комфортные в отношении этого фактора.

Охарактеризуйте степень дискомфорта в холодный период года на Восточно-Европейской равнине, полуострове Камчатка, территории Волгоградской области.

В последние десятилетия в связи с бурным ростом городов и развитием производства человек сам себе создает экстремальные условия жизни, загрязняя окружающую среду радионуклеидами, газовыми и дымовыми выбросами, тяжелыми химическими веще­ствами и т. д., что наносит существенный урон его здоровью.

Следующим этапом урока является рассмотрение стихийных природных явлений и их причин. Определение термина (с. 258 учебника) учащиеся выписывают в тетрадь. Анализируя схему на рис. 86 (с. 258), указывают, какие причины вызывают то или иное стихийное бедствие. Учащиеся уже знакомы с этим вопросом, по­этому могут много рассказать о последствиях стихийных явлений, их географии и мерах борьбы. Учитель только обобщает ответы и направляет беседу в нужное русло.

Стихийные природные явления опасны для человека, для при­роды они – естественный ход событий. Страшные по своим по­следствиям для человека, стихийные явления в природе означают лишь определенный, неизбежный этап развития природных про­цессов. Что же это за стихийные бедствия? Землетрясения, извер­жения вулканов, цунами, наводнения, засухи, ураганы, смерчи. А сколько горя и ущерба людям приносят неожиданные сели, ополз­ни, обвалы, снежные лавины?! Суховеи, засухи, заморозки весной и ранней осенью, пыльные бури могут за считанные часы уничто­жить труды земледельцев и их надежды на урожай. Особенно опасно сочетание нескольких стихийных явлений: катастрофиче­ские ливни и снегопады вызывают сели и сход снежных лавин, землетрясения – цунами, засуха – лесные пожары.

Мы уже знаем, что все стихийные природные явления тщатель­но изучаются геологами, геоморфологами, гидрологами, лавинщи- ками, селевиками, метеорологами и другими специалистами. Во всех местах, подверженных опасным природным явлениям, ведутся наземные наблюдения. Огромный вклад вносят дистанционные, т. е. аэрокосмические, методы. Они оперативно собирают данные о состоянии льдов, снегов в горах, рек на обширных равнинах, о формирующихся ураганах и другую информацию. Мы уже знаем о мерах по защите от селей, о сейсмостойком строительстве, о спо­собах предупреждения оползней и т. д. От некоторых явлений пока трудно защититься полностью. Поэтому их надо тщательно изу­чать, чтобы находить новые способы защиты. Для защиты населе­ния страны от стихийных и антропогенных бедствий создано спе­циальное Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 44, заполнить таблицу на с. 260 учебника.