Дата….
День…..
Цели урока: создать яркое, образное представление об общих чертах природы региона, показать различия в природе, населении и хозяйстве отдельных стран Юго-Западной Азии; продолжить обучение школьников составлению страноведческих описаний стран, формировать умения оценивать природные условия и богатства с позиций жизни и хозяйственной деятельности населения той или иной страны.
Средства обучения: карты атласа (политическая Азии, хозяйственной деятельности населения, физическая и социально-экономическая Юго-Западной Азии, тематические), учебные картины и экранные пособия.
Основные представления и понятия: платформа, нагорье, субтропический и тропический тип климата, пустыни, оазис, природный комплекс, природные богатства, этнос, языковые группы, религия, отрасли хозяйства; антропогенные комплексы.
Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты всемирного культурного наследия.
Межпредметные связи. Арабские завоевания Ближнего и Среднего Востока в середине VII – начале IX вв. (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Географическое положение и состав территории Юго-Западной Азии
Объяснение учителя. Разъяснение понятий “Ближний Восток”, “Средний Восток”, “Юго-Западная Азия”.
Задание. Определить географическое положение региона, дать его оценку. Выделить страны, различающиеся по площади и географическому положению по отношению ко всему региону.
2. Страны Закавказья – Азербайджан, Грузия, Армения
Рассказ учителя. Краткая сравнительная характеристика стран. Выделение наиболее ярких особенностей природы, природных ресурсов, элементов материальной и духовной культуры народов, видов хозяйственной деятельности.
Сообщение учащихся. Темы: “Добыча нефти в Азербайджане”, “Контрасты в природе Грузии”, “Древняя культура Армении”, “Внешний облик столиц трех стран”.
3. Комплексная характеристика Турции
Практическая работа. По тематическим картам атласа, тексту учебника и дополнительным источникам собрать данные об особенностях природы, природных ресурсах Турции, ее населении и хозяйстве.
Сообщение. Тема “Рекреационные районы страны”
4. Израиль
Рассказ учителя. Образование страны, особенности ее природы и населения. Памятники истории и культуры.
5. Арабские страны
Учебное исследование в форме групповой учебной игры. Выступление от лица “знатока- журналиста” или путешественника по одной из арабских стран, список которых приведен на картосхеме (стр. 234, рис. 165).
Закрепление изученного
Назовите и покажите на карте страны региона, начиная с самых небольших по площади.
Выделите страны с сравнительно однородной и очень разнообразной природой.
Назовите страны, наиболее богатые месторождениями нефти, и страны с благоприятным климатом для жизни людей и развития сельского хозяйства.
Назовите города с самым многочисленным населением и определите их географическое положение. Все ли эти города – столицы стран?
Проложите маршрут воображаемого путешествия по странам Юго-Западной Азии и обоснуйте свой выбор.
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку