Урок 57 СТИХОТВОРНЫЙ ЦИКЛ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»

0
774
информация

Урок 57 стихотворный цикл «на поле куликовом»

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворным циклом «На поле Куликовом»; обратить внимание на повторяющиеся образы и мотивы стихотворения; работать над выразительным чтением стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «Россия».

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя.

Анна Андреевна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи», потому что ему удалось передать метания души, потерявшей Бога, веру, идеалы.

Исследуя истоки особого пути России, поэт обращается к XIV в., к Куликовской битве. Он называл ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди. В цикле «На поле Куликовом» события XIV в. становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. Еще ни один русский поэт не обращался так к своей отчизне:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», 1908 г.

В этой битве поэт видел мистический, провиденциальный смысл, ибо битве этой покровительствовала сама Богоматерь («Ты сошла, в одежде свет струящей»). Лирический герой облачается в доспехи русского ратника («На поле Куликовом», 1908 г.):

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Общее дело стало глубоко личным. «Светлая жена» – это и любимая, и Россия.

– Обращаясь к циклу «На поле Куликовом», уточните, как вы понимаете слово «цикл»? что такое, по-вашему, стихотворный цикл? (Стихотворный цикл – несколько стихотворений, объединенных одной темой. Циклу присуща смысловая завершенность.)

Чтение определения: с. 86, учебник.

– Прежде чем перейти к чтению цикла «На поле Куликовом», давайте обратимся к главам из книги Д. С. Лихачева о Куликовской битве и ответим на вопрос: «Какую роль отводит исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев русской литературе в осознании необходимости единства Русской земли?»

Пересказ учащимися глав из книги, с. 77–80, учебник.

3. Анализ цикла «На поле Куликовом».

Чтение стихотворений цикла учителем или подготовленными учениками.

Литературовед А. С. Елеонская в статье «Куликовская битва и русская литература» пишет: «Горячей любовью к родине пронизан цикл стихотворений «На поле Куликовом», где история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении. Судьба России – вечный бой:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

Образная система цикла «на поле Куликовом» несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики…»

Попробуем проследить повторяющиеся образы и мотивы цикла, сопоставив их с мотивами стихотворения «Родина»: это образы реки, степи – поля, долгого пути – долгой дороги, тоски безбрежной, вековой – тоски острожной, мотив повторения роковых событий: «Опять с вековою тоскою…», «Опять, как в годы золотые…», «Опять над полем Куликовым», мотив страдания, боли: «До боли / Нам ясен долгий путь!» – «…И крест свой бережно несу…»

А теперь выделим мотивы и образы, связанные именно с этим циклом.

Образ мглы:

«И мглою бед неотразимых…»;

«Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла»;

«За разливающейся мглою».

– Символом чего для Блока является мгла?

– Почему он дает ей такие определения?

Блок говорит нам о великой битве сил света и тьмы, мглы; сосредоточием этой битвы становится Россия – и сердце поэта:

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем…

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, клекоте орлов. В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным («Закат в крови! Из сердца кровь струится!»), в предчувствии великого пожара-зарева («Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар») на помощь воину приходит Она, чей «лик нерукотворный / Светел навсегда». Кто это? Небесная Благодать, Вечная Женственность, Прекрасная Дева, образ которой сближается с образом России:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече!

К ней обращается поэт с призывом:

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

И в то же время Русь – не только высокая покровительница, но и жена: «О, Русь моя! Жена моя!» Жена потому, что поэт чувствует единство своей судьбы с судьбой Родины, неразрывную, кровную связь и глубокое переживание пути России как своего собственного пути.

– Почему именно Куликово поле становится символом трагической и великой судьбы России?

– Как вы понимаете образ «горючего белого камня»? в каких произведениях русского фольклора вы его встречали?

На пути – горючий белый камень,

За рекой – поганая орда.

(«Бел-горюч камень» встречается в русских песнях, сказках, заговорах, связанных с мотивом сакрального выбора. Блок как никто осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории.)

IV. Подведение итогов урока по вопросам.

– Какова тема и идея цикла?

– Как бы вы определили жанр произведения Блока?

– Цикл А. А. Блока «На поле Куликовом» состоит из 5 частей. Как мы могли бы их озаглавить? (Напомнить ребятам, что поэт исследует истоки особого пути России и обращается к Куликовской битве, которой покровительствовала сама Богоматерь. Облачившись в доспехи русского ратника, лирический герой делает общее дело глубоко личным. «Светлая жена» – это и любимая, и Россия. В третьем стихотворении цикла много слов, написанных с прописной буквы: «Тобою», «Ты», «Твой». Это Прекрасная Дама поэта, прошедшая с ним все круги жизненного ада, напомнившая ему о молитвенном состоянии юности и соединившая в себе и Богоматерь и Россию. В появлении этого образа есть и более глубокий смысл: испокон веков русских отличала единая вера в Заступницу и Спасительницу, с одной стороны, и в Русь, ее героический дух – с другой. Четвертое и пятое стихотворение – пророческое предсказание «высоких и мятежных дней», суровых облаков над Россией, широкого и тихого пожара.)

– Родина, Россия традиционно предстает в русской поэзии в образе матери. А. А. Блок меняет трактовку, и у него Русь предстает в образе жены. Как вы понимаете такое неординарное сравнение?

– Какой цвет, по-вашему, является доминирующим в цикле «На поле Куликовом»? чем можно объяснить этот факт?

– Что роднит цикл Блока «На поле Куликовом» со стихотворением «Россия»? есть ли различия в трактовке образов? Каким настроением проникнуты цикл и стихотворение?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла; нарисовать или подобрать иллюстрации (как живописные, так и музыкальные) к стихотворению «Россия» и циклу «На поле Куликовом»; познакомиться с отрывками из драматической поэмы С. Есенина «Пугачев» (по учебнику, с. 89–95).

поурочные планы, 8 класс, русская литература