Урок 57 ЛИЧНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ. ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ

0
11
алгоритмы

Урок 57 личность л. н. толстого. автобиографическая трилогия. обзор СОДЕРЖАНИЯ

Цели: обучать работе с учебником; обсудить самостоятельно прочитанные произведения.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Изучение статьи учебника (с. 3–6, II ч. учебника).

Учитель. Дома вы уже познакомились со статьей В. И. Коровина о Л. Н. Толстом.

Демонстрируется портрет писателя.

– Как же события детских лет отразились на будущем творчестве писателя?

– Каковы были занятия Л. Н. Толстого до поступления на военную службу?

– Что дала Толстому служба на Кавказе? (На Кавказе толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть «Детство», которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал «Современник». Она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. «Детство» явилось первой частью задуманной Толстым тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены были еще две части – повести «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика». Повесть «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» – в 1857 г. Имя толстого встало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени.)

– Как изменились взгляды Толстого во время крымской войны?

– К каким открытиям пришел Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

2. Слово учителя.

В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога.

3. Обзор содержания повести «Детство» подготовленным учеником (индивидуальное домашнее задание).

Детство, по Толстому, есть своего рода норма и образец человеческого поведения – по той причине, что в детском возрасте человек непосредственно, чувствами усваивает положительные, истинно человеческие стороны в отношениях близких ему людей и поэтому сам наиболее человечен.

Итак, рассказ о том, как человек входит в мир и как этот мир встречает его своими необыкновенными радостями и одновременно бесконечными тревогами, – такова в самом общем виде тема первого произведения трилогии.

4. Обзор повести «Отрочество» (индивидуальное задание).

Если тема «Детства» – первые радости, которые дает человеку мир, и первые разочарования в этом мире, то тема «Отрочества» – неминуемый и тяжелый разлад духовно выросшего человека с миром, разлад, от которого он порой испытывает какое-то непонятное наслаждение и с которым вместе с тем он никак не хочет мириться.

5. Обзор содержания повести «Юность» (индивидуальное задание).

В «Юности» облик героя еще более сложен. теперь уже вполне ясно, что ему предстоит идти не шаблонным, а самостоятельным путем, который, впрочем, еще нужно найти. Он предчувствует трудности, с которыми придется столкнуться, и не боится их. Вопрос заключается не в том, способен ли он поступать самостоятельно, не в возможностях его; речь идет об утверждении его самостоятельности в отношениях, свойственных юности. В связи с этим герой становится не только центром, но почти единственным объектом повествования, оттесняя все остальное на задний план. Масштаб повествования укрупняется, изложение делается более обстоятельным и аналитическим. Третья часть трилогии по объему равняется первым двум, вместе взятым.

Герой «Юности» обрисован как человек, ищущий истину, борющийся за нее. Каждый раз оказывается, что та истина, которую он выработал, не является истиной, а представляет собой заблуждение. Отсюда его новое, еще более горячее стремление к истине. Рисуя так своего героя, Толстой изображает действительность в самых глубоких ее разрезах.

6. Работа с фрагментом текста– главой «Мои занятия» (аналитическое чтение).

II. Итог урока.

Домашнее задание: перечитать полный текст главы «Comme il faut»; составить вопросы для анализа главы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь