Урок 56. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необхо димость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в пред ложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование пред ложений.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший – причастие, остальные слова – деепричастия.) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь – деепричастие несовершенного вида, остальные – ; совершенного вида.)
II . Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала:
Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
Назовите наречные признаки деепричастия.
Какова синтаксическая роль деепричастия?
2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение
;’ видов деепричастий.
[ III . Объяснение темы «Деепричастный оборот»
1. Слово учителя.
При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно дога даться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предло жении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Глав ное – правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассмат ривается как один член предложения – обстоятельство.
2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».)
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 162: комментированное письмо.
Упражнение 163: устный разбор.
Комментарий. Тип речи – рассуждение. Стиль текста – науч ный.
Дополнительный вопрос:
– Какая наука изучает действие силы? (Физика.)
Примерный вопросный план текста:
От чего зависит результат действия силы?
Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?
Что называется давлением?
Как определить величину давления?
3. Упражнение 164: самостоятельная работа.
Домашнее задание
§27.
Упражнение 165.