Урок 56 А. М. ГОРЬКИЙ. главы из повести «детство»
Цели: подчеркнуть оптимистическое звучание повести, несмотря на тяжелое впечатление от многих картин в произведении; выявить, в чем проявляется здоровое начало русской жизни, на чем основана вера писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
1. Чтение учителем главы XII.
2. Беседа по вопросам.
– Что автор называет «свинцовыми мерзостями»? (С. 80.)
– В чем уверен автор? («…русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».)
– Чем «изумительна жизнь наша»? («…сквозь… пласт… победно прорастает яркое, здоровое, творческое…».)
Вывод. Алеша – это «яркое, здоровое и творческое» начало, которое победно «прорастает» сквозь пласт «скотской дряни»; его чуткость, справедливость, доброта, привлекают самых «лучших людей», которые помогли ему взглянуть на жизнь более широко и осмысленно, скупые, полные глубокого смысла фразы Хорошего Дела («Нельзя жить чужой совестью, да, да!», «Деньги, брат, ерунда». «Всякую вещь надо уметь взять – понимаешь? Это очень трудно – уметь взять!» – это о жизни, о бабушке: «Хороша у тебя бабушка, – о, какая земля!», «…записывай, что бабушка рассказывает, – это, брат, очень годится…»; о бабушкиных сказаниях: «Это – страшно верное, наше…», «Это – страшно русское»; об отношении людей: «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…»; о природе: «Славно, брат? То-то!») вошли в душу мальчика и стали его жизненными вехами (ориентирами).
3. Пересказ XIII главы повести.
III. Подведение итогов урока.
– Как вы понимаете выражение «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»?
– Почему так часто ссорились в доме Кашириных?
Домашнее задание: I группа – инсценировать одну из сцен: «Разговор с дедом», «Разговор с Цыганком», «Ученье» и т. д.; II группа – подготовить сценарий «История Цыганка», «Дедушка не злой и не страшен», «Бабушка – самый близкий друг Алеши», «Алеша и дом Кашириных».