1. Диктант (упражнение 204).
2. Исследовательская работа.
– Прочитайте теоретические сведения на с. 87 учебника и подготовьте ответы на следующие вопросы:
Почему существительные на –мя, а также путь называются разносклоняемыми?
Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их.
В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?
Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?
– Просклоняйте по падежам разносклоняемые существительные время и путь.
– Обратите внимание на окончания косвенных падежей. Что общего и различного? (Окончания совпадают, но у слова путь они ударные).
– Сделайте вывод. (В окончании разносклоняемого существительного будет та же гласная, что и в слове путь в том же падеже.)
– Вспомните такие же подсказки для каждого склонения и заполните таблицу (упражнение 205).
3. Упражнения 206–208.
4. Итог урока.
– Сейчас я прочитаю стихотворение А. Хайта. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевать седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает …
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали …
– К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте.
Домашнее задание: выучить разносклоняемые существительные; придумать с ними рассказ (по желанию); упражнение 209.