Дата……
День……
Цели урока: раскрыть общие особенности стран Средиземноморья, составить комплексные характеристики стран; отметить роль продолжительного воздействия человека на природу.
Средства обучения: карты атласа (политическая Европы, хозяйственной деятельности населения, физические стран, тематические), учебные картины и экранные пособия.
Основные представления и понятия: граница литосферных плит, сейсмический пояс, вулкан, субтропический климат, зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, природный комплекс, виды природных богатств, этнос, романская языковая группа, отрасли хозяйства; антропогенные, в том числе культурные комплексы.
Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты всемирного культурного наследия.
Межпредметные связи: государства античного времени в Южной Европе (история)
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Географическое положение, состав территории Южной Европы
Рассказ учителя. Общие особенности природы и населения Средиземноморья.
2. Географическое положение Испании, Португалии и Италии
Беседа. Выделить общие и отличительные черты в положении каждой страны, дать оценку.
3. Природа и природные богатства стран
Практическая работа. По тематическим картам составить характеристику природы и природных богатств Испании, Португалии и Италии. Индивидуальная или групповая работа.
Задание. Сравнить рельеф и климат Испании и Италии, сделать вывод по результатам сравнения, объяснить результат.
5. Население Испании, Португалии и Италии
Сообщения учащихся. Темы ” Население Древнего Рима”, “Знаменитые мореплаватели и путешественники стран Средиземноморья”, “Культура эпохи Возрождения”.
Рассказ учителя. Современное население стран, его численность, состав, размещение по территории; вклад народов в мировую цивилизацию. Столицы и крупные города.
6. Виды хозяйственной деятельности в Испании, Португалии и Италии
Задание. На основе анализа карты хозяйственной деятельности установить основные отрасли промышленности и сельского хозяйства в каждой из трех стран.
Практическая работа. Определить по карте размещение крупных центров промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории стран.
Беседа. Актуализация знаний учащихся: почему природа изучаемых стран так сильно изменена? Какие меры сохранения природных комплексов существуют в странах Средиземноморья?
Закрепление изученного
Дайте оценку рельефа и минеральных богатств трех стран для развития их хозяйства.
Составьте характеристику климата трех стран, насколько он благоприятен для развития сельского хозяйства.
Сравните города Испании и Италии по географическому положению и их роли в жизни стран.
Назовите объекты международного туризма в Италии и Испании.
Какой вклад в развитие мировой цивилизации внесли народы Испании, Италии и Португалии?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку