ДЕЕПРИЧАСТИЕ Урок 55. Деепричастие как часть речи
Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского язы ка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части урав нения.
Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершен ный – с, несовершенный – н.)
II . Изучение темы «Деепричастие как часть речи»
1. Слово учителя.
Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В нача ле разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это дееприча стие.
Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что
и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми – осыпались и ро няли, во втором – сказуемым осыпались и добавочным дейст вием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает дру гое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.
Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаго лы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.
(Осыпались что делая? -роняя – несовершенный вид.)
Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами {роняя что? – лепестки; роняя куда? – на землю).
Рассмотрим другое предложение:
Монета упала, звеня и подпрыгивая.
Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и под прыгивая – однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)
Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)
Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (На речие.)
Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и на речные признаки; оно не изменяется, в предложении служит об стоятельством.
2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).
III . Выполнение упражнений
1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим вни мание на запятые, уже поставленные в тексте.
– Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)
2. Упражнение 160: устно.
3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно
в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепри частиями.
Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуе мое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.
В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.
Запишем исправленные варианты:
2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.
4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.
Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.
5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.
8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слиш ком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.
Домашнее задание
§26.
Выбрать из любых школьных учебников предложения с дее причастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.