Урок 55. Деепричастие как часть речи

0
596
информатика

ДЕЕПРИЧАСТИЕ Урок 55. Деепричастие как часть речи

Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского язы­ ка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части урав­ нения.

Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершен­ ный – с, несовершенный – н.)

II . Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В нача ле разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию : часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это дееприча стие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что

и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми осыпались и ро­ няли, во втором – сказуемым осыпались и добавочным дейст­ вием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает дру­ гое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаго лы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? -роняя – несовершенный вид.)


Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами {роняя что? – лепестки; роняя куда? – на землю).

Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и под­ прыгивая – однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (На­ речие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и на­ речные признаки; оно не изменяется, в предложении служит об­ стоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73-74).

III . Выполнение упражнений

1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим вни­ мание на запятые, уже поставленные в тексте.

– Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

2. Упражнение 160: устно.

3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно

в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепри­ частиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуе­ мое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невоз­можно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слиш ком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.

Домашнее задание

§26.

Выбрать из любых школьных учебников предложения с дее­ причастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.