Цели: познакомить с проверкой слов с парными согласными на конце или в середине слова; изучить последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что вы знаете о правописании парных согласных на конце слова или перед другими согласными?
– Какие слова называют проверочными?
– Назовите проверочные слова из упражнения 189.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: ры..ка, ду.., гри..ки, зу..ки.
– Прочитайте слова. Определите букву, которую будем писать сегодня на минутке чистописания. (Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву б, она является орфограммой во всех этих словах: рыбка – рыба, дуб – дубы…)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – дуб. это односложное слово, состоит из корня. Остальные слова – двусложные, состоят из корня, суффикса и окончания. У слова дуб орфограмма – буква б в конце слова, в остальных словах – в середине слова.)
Ббп Бббпп …
– Определите порядок написания слов в цепочках, продолжите строчку до конца. (В цепочках прописная и строчная буквы б сочетаются со своей парой – п, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Работа с правилом.
– Какой вопрос вам подготовил Почемучка?
На доске запись:
заво.. – … тетра..ка – …
горо.. – … коро..ка – …
моро.. – … бере..ка – …
– Попробуйте прочитать слова из первого столбика. Как можно проверить написание этих слов? (Нужно изменить слова так, чтобы после согласного звука стоял гласный.)
– Напишите проверяемые и проверочные слова.
– Прочитайте слова второго столбика. Где стоит буква, которую нужно проверять?
– Как можно ее проверить? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный.)
Дети подбирают проверочные слова и записывают.
– Прочитайте правило по учебнику. Приведите свои примеры.
На доске записаны слова: корова, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядки.
– Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать и называть. Если назову слово, в котором имеются две парные согласные в середине, вы два раза хлопнете в ладоши. Если услышите слово, в котором одна парная согласная в середине, – присядете.
V. Подбор проверочных слов.
1. Работа над упражнениями 190, 191.
2. Комментированное письмо.
Учитель читает словосочетания, дети по очереди объясняют написание слов с парными звонкими и глухими согласными, устно подбирая проверочные слова.
Узкие глазки, на шубке пуговка, ошибка в тетрадке, морковка на грядке, легкий бег, низкий порог, дубкам зябко, робкая голубка, залез в сугроб, детский сад.
VI. Игра «Узнай слово». (Упр. 192.)
VII. Итог урока.
– Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?
Домашнее задание. Правило на с. 84, 85, упражнение 193.