Урок 53 Н. М. Рубцов. «Звезда полей»
Цели: дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя или подготовленного ученика о поэте.
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Елецк Архангельской области. Когда началась война, мальчик оказался в детском доме на Вологодчине.
Мать умерла,
Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.
(«Детство».)
Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с пятнадцати лет. Николай вернулся и поступил в лесотехникум.
Мечта о море не покидала будущего поэта. В 1952 году, как только Николай получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск.
В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.
Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев, старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды.
На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете.
После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах.
В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.), «Душа хранит» (1969 г.), «Зеленые цветы» (1971 г.).
2. Прослушивание песен на стихи Н. Рубцова («Букет», «Зимняя песня» и др.).
Учитель. Отметим «песенность» поэзии Рубцова: задушевность, мелодичность, интонацию раздумья.
Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа. Любимые образы – свет, звезда, огонек.
3. Подготовка к восприятию стихотворения «Звезда
полей».
– Свет, звезда, огонек… Какие символические значения в народной поэзии имеют эти образы? (Это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека.)
– Какие мифологические представления несет в себе образ звезды? (Вифлеемская рождественская звезда, яркая, необычная, напоминающая о том, что есть на земле место, где родился Спаситель; звезда, указывающая путь к Богу.)
4. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей» (с. 202) и его анализ.
– Какие образы возникают при чтении стихотворения? (Образ звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)
– Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? (Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство лирики Рубцова. Кроме того, этот образ-символ несет в стихотворении и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.)
– Какие чувства испытывает лирический герой? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой «звезды полей», всеобъемлющую радость, волнение.)
Учитель. Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова «самой жгучей и самой смертной связью». По мере развития лирического сюжета художественное пространство стихотворения значительно расширяется. Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Однако в последней строфе стихотворения художественное пространство опять композиционно сужается: только на родине звезда «восходит ярче и полней». Тема малой родины актуализируется в заключительной строке:
И счастлив я, пока на белом свете
Горит, горит звезда моих полей…
Поэт очень долго и тщательно работал над этим стихотворением. В государственном архиве Вологодской области (фонд № 51) существует иной вариант текста «Звезды полей».
На доску проецируется стихотворение.
Чтец. Звезда полей горит, не угасая,
Над посветлевшей крышею моей!
Светила мне звезда родного края
Среди земель далеких и морей!
По городам чужим и по курганам,
И по волнам, блуждающим в ночи,
И по пескам пустыни ураганной –
Везде ее рассеяны лучи!
Но только здесь, над родственным пределом,
Она восходит ярче и полней, –
И счастлив я, пока на свете белом
Еще горит звезда моих полей.
Как видим, в этом варианте стихотворение имеет сходную с окончательным текстом композицию, и фраза «Над родственным пределом» даже в большей степени раскрывает тему сопричастности судьбе малой родины.
Перед нами свидетельство того, что поэт стремился к достижению максимальной мелодичности стиха и созданию звуко-смысловых связей. В окончательном варианте произведения слова «над родственным пределом», как мы видим, заменены на повтор «во мгле заледенелой», одновременно подчеркивающий аллитерацию звука «л» и создающий кольцевую композицию всего произведения.
Можно полагать также, что символ звезды полей соотносится в стихотворении с символом рождественской звезды, что усиливает оптимистическое настроение финала.
– Давайте отметим художественные приемы, которые помогают автору передать свои эмоции.
(1. Антитезы: с одной стороны – звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень.
2. Повторы: «Горит, горит звезда моих полей…»
«Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…».
3. Эпитеты: мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветный луч.
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», осеннее золото.
5. Восклицательная интонация в трех четверостишиях.)
– В чем смысл названия стихотворения? (Звезда полей – символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Напоминая Вифлеемскую путеводную звезду, она соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества.)
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1) сделать иллюстрацию к стихотворению;
2) выучить его наизусть, работать над выразительностью чтения стихотворения;
3) составить устное сочинение о родном доме, любимом уголке природы.