Урок 52. Размножение и развитие млекопитающих.Тема урока: Размножение и развитие млекопитающих.

0
825
общество

Цели урока: Выявить особенности размножения и развития млекопи­тающих, показать признаки более высокой их организации по сравнению с пресмыкающимися.

Оборудование: таблицы «Класс Млекопитающие», « Схемы кровообраще­ния позвоночных», «Схемы строения головного мозга», диафильм «Размно­жение и развитие млекопитающих», карточки-задания для отработки знаний, таблица «Зародышевое сходство у позвоночных.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Работа с зоологическим тренажером №1 (см. Приложение). Используя код, учащиеся дают общую характеристику классов Млекопитающие и Пре­смыкающиеся, называют характерные признаки.

Ответы

Млекопитающие: 1.5,2.4,3.5,4.1,5.1,6.2,7.3,8.2,9.2,10.3, 11.1,12.3, 13.2, 14.2, 15.3,

17.3, 18.5, 19.3, 20.1, 21.2, 22.1, 23.4, 24.1

Пресмыкающиеся: 1.3, 2.1, 3.4, 4.1, 5.3, 6.1, 7.1, 8.1, 9.2, 10.2, 11.1, 12.1, 13.1, 14.2,

16.1, 17.1, 18.1, 19.3,20.1,21.1,22.1,23.3,24.3.

Изучение новой темы

Признаки более высокой организации млекопитающих прослеживаются не только во внешнем и внутреннем строении, но и в их размножении и развитии.

1. Актуализация знаний

Ответьте на вопросы:

Что такое раздельнополость?

Каковы основные органы размножения самца и самки?

Что такое оплодотворение?

Какие типы оплодотворения встречаются у позвоночных?

Какие условия необходимы для развития зародыша?

Как происходит процесс размножения у млекопитающих, как идет раз­витие их зародыша? Какие черты сходства и отличия в размножении птиц, пресмыкающихся и млекопитающих?

Организуется работа с текстом учебника (§ 66, стр. 199—200, рис. 296).

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

В связи с живорождением строение органов размножения млекопитаю­щих отличается некоторыми особенностями. Яичники самки очень невелики, развивающиеся в них яйцевые клетки имеют микроскопические размеры (ди­аметром — 0.05—0,4 мм) и почти лишены желтка. В непосредственной близос­ти от них располагаются воронки парных яйцеводов, куда и попадают яйца после их выхода из яичника. В верхних извитых отделах происходит оплодот- ворение яйца. Далее идут расширенные отделы матки, впадающие в непарное влагалище. В матке идет развитие зародыша. Матка представляет собой мус­кулистый мешок, стенки которого способны сильно растягиваться. Органы размножения самцов начинаются парными семенниками. Продуцированная им сперма (семя) выводится из организма по семяпроводам через копулятивный орган. Семенные пузырьки и предстательная железа выделяют секрет, который образует жидкую часть спермы и активизирует сперматозоиды.

Оплодотворение у млекопитающих внутреннее. Большинство видов живо­родящи. Только яйцекладущие откладывают яйца. У сумчатых детеныши рождаются недоразвитыми, а дальнейший их рост и развитие происходит в сумке матери. У остальных млекопитающих эмбрион получает питательные вещества и кислород от материнского организма через детское место — пла­центу. Она формируется из зародышевых оболочек эмбриона и слизистой матки. Зародыш соединен с плацентой пуповиной, внутри которой проходят его кровеносные сосуды.

В плаценте кровеносные сосуды детского и материнского организмов спле­таются, но не срастаются. Через стенки сосудов из крови матери в кровь в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород и в обратном направ­лении углекислый газ и другие вредные вещества. Беспрерывно получая от ма­тери питательные вещества, зародыш растет и растягивает стенки матки.

В чем преимущества млекопитающих, у которых в матке развивается особое детское место — плацента?

Как называют таких млекопитающих? У каких млекопитающих плацен­та не образуется или очень слабо развита?

На следующем этапе урока организуется работа по рис. 296 «Развитие мле­копитающего».

Что изображено в левой половине рисунка? Какую информацию несет этот рисунок?

Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенного яйца. Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. У всех хордовых животных в зародышевый период закладывается хор­да, нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жаберные щели. План строения хордовых животных также одинаков. На ранних стадиях раз­вития зародыши позвоночных очень похожи. Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения.

Вспомним о глубокой связи между индивидуальным развитием организ­мов и их историческим развитием.

Индивидуальное развитие каждой особи есть краткое и быстрое повторе­ние исторического развития вида, к которому эта особь относится («Биогене­тический закон» Э. Геккеля и Ф. Мюллера).

После окончательного формирования зародыша наступают роды. Роды — физиологический процесс изгнания плода из полости матки у плацентарных млекопитающих.

Какое значение имеют млечные железы?

Каков состав молока? В чем значение молока для развития детенышей?

jes Млекопитающие — живородящие животные. Развитие зародыша про­исходит в специальном мышечном органе — матке. Здесь зародыш полу­чает необходимую температуру, защиту и питание, которое осуществляется за счет материнского организма. Млекопитающие вы­кармливают своих детенышей молоком, которое образуется в млечных железах. Оплодотворение внутреннее.

Длительность беременности, а в этой связи и развитость новорожденных у разных видов плацентарных зверей существенно различны. Продолжитель­ность внутриутробного развития зависит от ряда обстоятельств.

Учитель предлагает учащимся поработать с таблицами, найти определен­ные закономерности и сделать вывод.

Таблица 1. Длительность беременности у разных млекопитающих

Название

животного

Длина

тела

Длительность

беременности

Условия

деторождения

Характеристика

детенышей

Серый хомячок Рыжая полевка Серая полевка Крыса-пасюк Хомяк

Сурок байбак Лисица

10 см 13 см 13 см 35 см 59 см 90 см

11-13 дней 18 дней 20 дней 22 дней 30 дней 40 дней 52 дней

Надежно уст­роенные норы

Голые,

слепые,

беспомощные

Горный баран Олень, лось Зебра Слон

150 дней 240—250 дней 340-365 дней 500 дней

Не устраивают гнезд и нор

Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рожде­ния могут следо­вать за матерями


Названия животных

Количество детенышей в помете, их характеристика

Условия деторождения

Слоны, лошади, зебры, ослы, ламы, верблюды, жи­рафы, олени, тюлени, киты

1

Зрячие, покрытые шерстью, способные передвигаться.

Постоянные длительные перемещения в поисках пищи, воды; отсутствие даже примитивных жилищ

Львы, тигры, рыси, бурые медведи

2-3

Беспомощные

Не строят надежных жи­лищ; трудно добыть корм для молодняка.

Зайцы

До 12, хорошо разви­тые.

Не устраивают нор или гнезд.

Кролики, кабаны, лисицы Песец, горностай.

До 12, голые, беспо­мощные, слепые До 18, голые, беспо­мощные, слепые

Надежность жилищ, в кото­рых укрываются новорож­денные, обилие и доступ­ность пищи.

Таблица 3. Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни.

Название животного

Продолжительность

жизни

Частота повторяемости рождений

Слон

Зубр

Кит синий Медведь бурый Волк Лисица Зайцы

Обыкновенная полевка

70-80 лет до 50 лет 35—40 лет 30-35 лет около 15 лет 10-12 лет 5—7 лет 14—18 месяцев

1 раз в 4 года 1 раз в 2-3 года 1 раз в 2—3 года 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год до 3 пометов в год 6-8 пометов в год

В зависимости от уровня развития детенышей млекопитающие проявляют разнообразные формы заботы о потомстве. Как проявляется забота о потомст­ве? Какое она имеет значение? Послушаем сообщение.

Прослушав сообщение, учащиеся отвечают на поставленные ранее вопро­сы. Учитель подводит итоги.

Домашнее задание

§ 66, вопросы после параграфа, термины.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения об утконосе, ехидне, кен­гуру, коале, опоссуме.