Цели урока: Выявить особенности размножения и развития млекопитающих, показать признаки более высокой их организации по сравнению с пресмыкающимися.
Оборудование: таблицы «Класс Млекопитающие», « Схемы кровообращения позвоночных», «Схемы строения головного мозга», диафильм «Размножение и развитие млекопитающих», карточки-задания для отработки знаний, таблица «Зародышевое сходство у позвоночных.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Работа с зоологическим тренажером №1 (см. Приложение). Используя код, учащиеся дают общую характеристику классов Млекопитающие и Пресмыкающиеся, называют характерные признаки.
Ответы
Млекопитающие: 1.5,2.4,3.5,4.1,5.1,6.2,7.3,8.2,9.2,10.3, 11.1,12.3, 13.2, 14.2, 15.3,
17.3, 18.5, 19.3, 20.1, 21.2, 22.1, 23.4, 24.1
Пресмыкающиеся: 1.3, 2.1, 3.4, 4.1, 5.3, 6.1, 7.1, 8.1, 9.2, 10.2, 11.1, 12.1, 13.1, 14.2,
16.1, 17.1, 18.1, 19.3,20.1,21.1,22.1,23.3,24.3.
Изучение новой темы
Признаки более высокой организации млекопитающих прослеживаются не только во внешнем и внутреннем строении, но и в их размножении и развитии.
1. Актуализация знаний
Ответьте на вопросы:
Что такое раздельнополость?
Каковы основные органы размножения самца и самки?
Что такое оплодотворение?
Какие типы оплодотворения встречаются у позвоночных?
Какие условия необходимы для развития зародыша?
Как происходит процесс размножения у млекопитающих, как идет развитие их зародыша? Какие черты сходства и отличия в размножении птиц, пресмыкающихся и млекопитающих?
Организуется работа с текстом учебника (§ 66, стр. 199—200, рис. 296).
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
В связи с живорождением строение органов размножения млекопитающих отличается некоторыми особенностями. Яичники самки очень невелики, развивающиеся в них яйцевые клетки имеют микроскопические размеры (диаметром — 0.05—0,4 мм) и почти лишены желтка. В непосредственной близости от них располагаются воронки парных яйцеводов, куда и попадают яйца после их выхода из яичника. В верхних извитых отделах происходит оплодот- ворение яйца. Далее идут расширенные отделы матки, впадающие в непарное влагалище. В матке идет развитие зародыша. Матка представляет собой мускулистый мешок, стенки которого способны сильно растягиваться. Органы размножения самцов начинаются парными семенниками. Продуцированная им сперма (семя) выводится из организма по семяпроводам через копулятивный орган. Семенные пузырьки и предстательная железа выделяют секрет, который образует жидкую часть спермы и активизирует сперматозоиды.
Оплодотворение у млекопитающих внутреннее. Большинство видов живородящи. Только яйцекладущие откладывают яйца. У сумчатых детеныши рождаются недоразвитыми, а дальнейший их рост и развитие происходит в сумке матери. У остальных млекопитающих эмбрион получает питательные вещества и кислород от материнского организма через детское место — плаценту. Она формируется из зародышевых оболочек эмбриона и слизистой матки. Зародыш соединен с плацентой пуповиной, внутри которой проходят его кровеносные сосуды.
В плаценте кровеносные сосуды детского и материнского организмов сплетаются, но не срастаются. Через стенки сосудов из крови матери в кровь в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород и в обратном направлении углекислый газ и другие вредные вещества. Беспрерывно получая от матери питательные вещества, зародыш растет и растягивает стенки матки.
В чем преимущества млекопитающих, у которых в матке развивается особое детское место — плацента?
Как называют таких млекопитающих? У каких млекопитающих плацента не образуется или очень слабо развита?
На следующем этапе урока организуется работа по рис. 296 «Развитие млекопитающего».
Что изображено в левой половине рисунка? Какую информацию несет этот рисунок?
Все многоклеточные организмы развиваются из оплодотворенного яйца. Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. У всех хордовых животных в зародышевый период закладывается хорда, нервная трубка, в переднем отделе глотки образуются жаберные щели. План строения хордовых животных также одинаков. На ранних стадиях развития зародыши позвоночных очень похожи. Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения.
Вспомним о глубокой связи между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием.
Индивидуальное развитие каждой особи есть краткое и быстрое повторение исторического развития вида, к которому эта особь относится («Биогенетический закон» Э. Геккеля и Ф. Мюллера).
После окончательного формирования зародыша наступают роды. Роды — физиологический процесс изгнания плода из полости матки у плацентарных млекопитающих.
Какое значение имеют млечные железы?
Каков состав молока? В чем значение молока для развития детенышей?
jes Млекопитающие — живородящие животные. Развитие зародыша происходит в специальном мышечном органе — матке. Здесь зародыш получает необходимую температуру, защиту и питание, которое осуществляется за счет материнского организма. Млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком, которое образуется в млечных железах. Оплодотворение внутреннее.
Длительность беременности, а в этой связи и развитость новорожденных у разных видов плацентарных зверей существенно различны. Продолжительность внутриутробного развития зависит от ряда обстоятельств.
Учитель предлагает учащимся поработать с таблицами, найти определенные закономерности и сделать вывод.
Таблица 1. Длительность беременности у разных млекопитающих
Название животного |
Длина тела |
Длительность беременности |
Условия деторождения |
Характеристика детенышей |
Серый хомячок Рыжая полевка Серая полевка Крыса-пасюк Хомяк Сурок байбак Лисица |
10 см 13 см 13 см 35 см 59 см 90 см |
11-13 дней 18 дней 20 дней 22 дней 30 дней 40 дней 52 дней |
Надежно устроенные норы |
Голые, слепые, беспомощные |
Горный баран Олень, лось Зебра Слон |
150 дней 240—250 дней 340-365 дней 500 дней |
Не устраивают гнезд и нор |
Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рождения могут следовать за матерями |
Названия животных |
Количество детенышей в помете, их характеристика |
Условия деторождения |
Слоны, лошади, зебры, ослы, ламы, верблюды, жирафы, олени, тюлени, киты |
1 Зрячие, покрытые шерстью, способные передвигаться. |
Постоянные длительные перемещения в поисках пищи, воды; отсутствие даже примитивных жилищ |
Львы, тигры, рыси, бурые медведи |
2-3 Беспомощные |
Не строят надежных жилищ; трудно добыть корм для молодняка. |
Зайцы |
До 12, хорошо развитые. |
Не устраивают нор или гнезд. |
Кролики, кабаны, лисицы Песец, горностай. |
До 12, голые, беспомощные, слепые До 18, голые, беспомощные, слепые |
Надежность жилищ, в которых укрываются новорожденные, обилие и доступность пищи. |
Таблица 3. Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни.
Название животного |
Продолжительность жизни |
Частота повторяемости рождений |
Слон Зубр Кит синий Медведь бурый Волк Лисица Зайцы Обыкновенная полевка |
70-80 лет до 50 лет 35—40 лет 30-35 лет около 15 лет 10-12 лет 5—7 лет 14—18 месяцев |
1 раз в 4 года 1 раз в 2-3 года 1 раз в 2—3 года 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год до 3 пометов в год 6-8 пометов в год |
В зависимости от уровня развития детенышей млекопитающие проявляют разнообразные формы заботы о потомстве. Как проявляется забота о потомстве? Какое она имеет значение? Послушаем сообщение.
Прослушав сообщение, учащиеся отвечают на поставленные ранее вопросы. Учитель подводит итоги.
Домашнее задание
§ 66, вопросы после параграфа, термины.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения об утконосе, ехидне, кенгуру, коале, опоссуме.