Урок 52. Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион

0
461
науки информатики

Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энерге­тическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать необходимость сбалансированного питания.

Оборудование: таблицы «Состав пищевых продуктов и их калорийность»; «Суточ­ная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста», «Суточ­ные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Взаимопроверка знаний в парах

вариант

Один из учащихся называет признаки авитаминоза одного из витаминов, другой

определяет по признакам заболевание и назначает «больному» лечение. Затем учащиеся в парах меняются ролями.

вариант

Игра в «Витаминное» домино (см. урок № 46)

Фронтальный опрос по базовым вопросам:

Что такое витамины? Какова их роль в организме?

В каких продуктах содержатся витамины А, Д, С, В?

Почему опасно избыточное употребление препаратов, содержащих витамины?

Как сохранить витамины в пище?

Каким образом витамины попадают в организм человека?

Как помочь больным рахитом, не используя витамины?

Изучение новой темы

В основе жизнедеятельности любого организма лежит обмен веществ, который всегда связан с затратой энергии. Она освобождается при диссимиляции и, в конеч­ном счете, превращается в тепловую энергию. Этим воспользовались для измерения

расхода энергии организмом, т.к. об интенсивности обмена энергии можно судить по количеству тепла, выделяемого организмом в единицу времени.

Единицей измерения тепла является джоуль (Дж). Однако в физиологии и меди­цине используют и внесистемные единицы — калорию или килокалорию (1 ккал = 4,19 кДж).

Под килокалорией понимают количество тепла, необходимое для того, чтобы на­греть I л воды на 1°С.

Наблюдения показали, что выделение тепла человеком, т.е. расход энергии, раз­личен и зависит от характера работы. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем выше расход энергии. Но энергия организмами затрачивается даже при полном по­кое, т.к. работают дыхательные мышцы, сердце, внутренние органы, поддерживается постоянная температура. Расход энергии в организме поддается учету. При прямой калориметрии количество выделенной теплоты определяют в специальных камерах, при непрямой калориметрии – с помощью специальных приборов устанавливают объем вдыхаемого кислорода и выдыхаемого углекислого газа (газообмен) и впеча­тывают дыхательный коэффициент (отношение объема выдохнутого СО2 к объему поглощенного О2 – СО2/О2), пользуясь которым по специальным таблицам можно подсчитать расход энергии.

Установлено, что при полном покое, натощак, при температуре 18

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь