Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать необходимость сбалансированного питания.
Оборудование: таблицы «Состав пищевых продуктов и их калорийность»; «Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста», «Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Взаимопроверка знаний в парах
вариант
Один из учащихся называет признаки авитаминоза одного из витаминов, другой
определяет по признакам заболевание и назначает «больному» лечение. Затем учащиеся в парах меняются ролями.
вариант
Игра в «Витаминное» домино (см. урок № 46)
Фронтальный опрос по базовым вопросам:
Что такое витамины? Какова их роль в организме?
В каких продуктах содержатся витамины А, Д, С, В?
Почему опасно избыточное употребление препаратов, содержащих витамины?
Как сохранить витамины в пище?
Каким образом витамины попадают в организм человека?
Как помочь больным рахитом, не используя витамины?
Изучение новой темы
В основе жизнедеятельности любого организма лежит обмен веществ, который всегда связан с затратой энергии. Она освобождается при диссимиляции и, в конечном счете, превращается в тепловую энергию. Этим воспользовались для измерения
расхода энергии организмом, т.к. об интенсивности обмена энергии можно судить по количеству тепла, выделяемого организмом в единицу времени.
Единицей измерения тепла является джоуль (Дж). Однако в физиологии и медицине используют и внесистемные единицы — калорию или килокалорию (1 ккал = 4,19 кДж).
Под килокалорией понимают количество тепла, необходимое для того, чтобы нагреть I л воды на 1°С.
Наблюдения показали, что выделение тепла человеком, т.е. расход энергии, различен и зависит от характера работы. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем выше расход энергии. Но энергия организмами затрачивается даже при полном покое, т.к. работают дыхательные мышцы, сердце, внутренние органы, поддерживается постоянная температура. Расход энергии в организме поддается учету. При прямой калориметрии количество выделенной теплоты определяют в специальных камерах, при непрямой калориметрии – с помощью специальных приборов устанавливают объем вдыхаемого кислорода и выдыхаемого углекислого газа (газообмен) и впечатывают дыхательный коэффициент (отношение объема выдохнутого СО2 к объему поглощенного О2 – СО2/О2), пользуясь которым по специальным таблицам можно подсчитать расход энергии.
Установлено, что при полном покое, натощак, при температуре 18