Цель урока: 1) Сформировать знания об особенностях климата на материке;
2) Развивать умение работать с климатической картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Африки. 2. Карта климатических поясов.
3. Климатическая карта Африки.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Рельеф (Гондванская платформа; преобладают равнины, возвышенности, плато и плоскогорья с высотой от 200 до
2. Полезные ископаемые (в местах излияния магмы – черные и цветные металлы (медь, цинк, олово), уран, золото, алмазы; кобальт и никель в Замбии и Заире; платина, золото и алмазы – в ЮАР; уран – в Нигере и Намибии; осадочные – каменный уголь, нефть, природный газ, соли, осадочное железо, фосфориты, бокситы, марганец; нефть – Средиземное море, Гвинейский залив; фосфориты – Атлас; уголь – Южная Африка)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Абсолютная высота – это (превышение точки земли по отвесу над уровнем моря)
2. Чередование природных зон в горах (высотная поясность)
3.Севернее Полярного круга расположен (Анадырь)
4. Родина хлопчатника (Юж. Америка)
5. К числу молодых платформ относится (Туранская)
6. Какие параллели называются тропиками? (23,5°с. ш и 23,5°ю. ш)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие факторы влияют на формирования климата в Африке?
V.Объяснение новой темы.
1. Климатообразующие факторы (отвесные лучи между тропиками; средняя температура не бывает ниже +20°С; в Сахаре летом средняя температура +35+40°С; в самых прохладных местах средняя температура не ниже +8°С; сезонная разница по разные стороны экватора; в северном полушарии в июле жаркая, дождливая, душная погода, в южном – жаркая сухая; ЭВ и ТВ, лишь на крайнем юге и севере УВ; пассаты; много осадков на западных склонах прибрежных гор; в Дебунджа –
2. Экваториальный пояс (бассейн Конго, побережье Гвинейского залива; средняя температура +24°С, осадки выше
3. Субэкваториальный климат (до 20° северной и южной широт, север Мадагаскара; в южном полушарии холодное Бенгельское течение сместило пояс к северу; ВМ и выпадение осадков по сезонам, переменно-влажный климат)
4. Тропический климат (широкий в северном полушарии – Сахара, средняя температура +40°С, песок нагревается до +70°С, ночью температура резко падает; самум; миражи; оазисы; внезапные ливни вызывают сель; осадки меньше
5. Субтропический климат (летом – ТВ, зимой – УВ; средиземноморский климат: лето сухое и жаркое (+28°С), зима влажная и теплая (+10°С), на юге летняя температура ниже (+20°С), зимняя выше (+14°С); на юго-востоке осадки круглый год – субтропический влажный климат)
6. Влияние климат на жизнедеятельность людей (Сахара – «чистый» район Африки – в жарком сухом климате бактерии не развиваются; выращивание тропический культур – кофе, какао, финиковая и масличная пальмы; субтропические – цитрусовые, чай, хлопок)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с климатической картой и климатограммами в учебнике
VII.Домашнее задание. § 46-47
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Африка – самый жаркий материк земного шара. Так кА через центр материка проходит линия экватора, то большая часть Африки круглый год получает много тепла.